• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Как штурмовали поезда   

Обозначив отправную точку маршрута по знаковым для нее местам города — железнодорожный вокзал, Любовь Сергеевна рассказала, как в начале 70-х ей приходилось почти каждую неделю брать штурмом переполненные пригородные поезда.  

—  Вокзал для меня — особое место. Я рано вышла замуж, на втором курсе института. Муж работал на военном аэродроме в Возжаевке, и я ездила домой каждые выходные. Эти поездки были нечто, — вспоминает гость рубрики, прогуливаясь по перрону.  — После занятий я мчалась на автобусе на вокзал — естественно с сумками. Домой везла колбасу и пиво, потому что Благовещенск снабжался намного лучше, чем другие населенные пункты области. В Москве был такой советский феномен, как колбасные электрички, а у нас были колбасные пригородные поезда. Во-первых, они были переполнены — иногда приходилось ехать в проходах, на третьих полках, а во-вторых, они шли неимоверно долго, потому что были на тепловозной тяге.

В те времена только до Белогорска ехали 3—4 часа, а потом надо было еще пересесть на другой поезд, чтобы добраться до Возжаевки. Из дома она возвращалась тоже с тяжелыми сумками — везла картошку, соленья. И со всем этим приходилось штурмовать уже автобус, чтобы доехать до общежития. И так четыре года. «Но раньше все это почему-то не напрягало», — удивлялась Любовь Сергеевна, усаживаясь в редакционный микроавтобус. Наш путь лежал в центр города.

Четыре года с волынкой Моцарта

В красивом здании на углу Ленина — Трудовой сегодня кофейня и магазины. А раньше  на этом месте было студенческое общежитие, на первом этаже которого располагались аудитории факультета педагогики и начального обучения.

— Замечательный факультет, где мы изучали все — начиная от высшей математики и заканчивая теорией музыки с обязательной игрой на двух музыкальных инструментах. Но что касается музыки, тут я не была старательной студенткой, — не скрывает «ошибки молодости» омбудсмен. — Я вечно куда-то бежала: то у меня соревнования, то заседание комитета комсомола… С первого курса и до самого выпускного все четыре года бедную Волынку Моцарта играла.

Со смехом Любовь Сергеевна вспомнила истории, которые происходили на памятном студенческом пятачке, соединяющем общежитие, педуниверситет, любимое когда-то кафе «Льдинка» и часть набережной, где загорали с книжками, готовясь к летней сессии.

— Как-то осенью нас отправили на овощебазу. Это был четвертый курс, и мы еще не получили стипендию за лето. Я посчитала, что перебрать капусту и картошку вполне могут без меня и решила уехать домой. Вдруг на базу нагрянула комиссия, наша староста составила на меня протокол, и меня лишили всей моей повышенной стипендии за лето и плюс еще за сентябрь. Начиналась практика, я а осталась без нового пальто и туфлей.

Променад до Снегурочки

Правозащитница направилась вглубь двора, где все напоминало о студенческой юности: обшарпанные стены соседнего общежития, уцелевшего с советских времен, разбитый старый асфальт, который, возможно, помнит стук и ее каблучков…  А вот и окна на четвертом этаже, где когда-то жила студентка Люба Хащева. На выпускной к без пяти минут учительнице начальных классов в Благовещенск приехал муж.

— С однокурсниками мы тогда очень весело погуляли, а потом нас не запускали в общежитие. Знакомые девчонки открыли потихоньку окно на втором этаже, ребята закидывали туда моего супруга, а мы его ловили. Сейчас смотрю на окна и думаю: как же  умудрились такое проделать?! 

1 год — с лета 1994 по лето 1995 года — заместитель председателя Амурского облсовета Любовь Хащева была вынуждена жить в гостинице «Юбилейная».

Глаза героини рубрики светились, словно она переживала все заново. Та вечеринка поставила конец их разлукам и редким свиданиям с обязательными променадами вдоль набережной Амура до городского парка, где на остановке Комсомольская — Ленина молодая пара обязательно покупала мороженое у незабвенной Снегурочки.

— С этим местом тоже связаны незабываемые воспоминания, поэтому, когда объявили о сборе денег на памятник Снегурочке, я сразу откликнулась. Сдавала деньги несколько раз, — призналась наша героиня.

«Юбилейная» — временный дом

Еще одно знаковое для Любови Хащевой место — гостиница «Юбилейная». В начале девяностых, когда она стала зампредом областного Совета, в ее семейной жизни началась вторая молодость — с  разлуками, редкими и такими долгожданными встречами. Тогда Хащевы жили уже в Зее, а оттуда до Благовещенска намного дальше, чем от Возжаевки.  

— Должность мне предложили на освобожденной основе, работать надо было в Благовещенске, а жить негде, поэтому  поселили в гостинице, — пояснила Любовь Сергеевна. — Номер был очень маленький: узкая кровать, стол, стул, телевизор и мини-холодильник. Когда ко мне в гости приезжал кто-то из домашних, мы не помещались. Приходилось снимать еще один номер, если была возможность.

Сидеть в тесноте и духоте не хотелось, поэтому народная избранница старалась утром пораньше убежать на работу, а возвращалась в гостиницу как можно позже. И так продолжалось с лета 1994-го по лето 1995-го. 

Мистическое место

— Есть у меня в Благовещенске одно мистическое место. Верите  не верите, но это так,  — удивила Любовь Хащева.

Поворота к мистике в историко-географической рубрике мы никак не ожидали. И заинтригованно слушали рассказ омбудсмена.

—  В молодости мне несколько раз снился один и тот же сон: будто стою я на незнакомой остановке, жду автобус, а передо мной непонятное здание — узкое и высокое, похожее на элеватор. Я тогда работала учителем в Зее и даже не помышляла о том, что когда-то приеду в Благовещенск, — начала издалека Любовь Сергеевна, указав водителю дорогу от центра в сторону реки Зеи.     

Мы остановились на перекрестке Амурской — Первомайской и направились к остановке. 

— Летом 1995-го мы получили квартиру в доме на Партизанской. Перевезли вещи, а на следующее утро я поехала на работу. Выхожу на ближайшую автобусную остановку, поднимаю глаза, и меня бросает в дрожь: я здесь уже была в своих снах! После этого я поверила в то, что в нашей судьбе, наверное, многое предопределено. Мы не придаем этому значения, стараемся что-то изменить, а может, иногда надо просто положиться на господа бога и не противиться течению жизни. Все, что ни делается, делается к лучшему. 

Возрастная категория материалов: 18+