Фото: Андрей ОглезневФото: Андрей Оглезнев

На какие цели пойдут доходы области в первую очередь, а где придется «ужаться», сколько налогов планируют собрать в этом году в региональную казну — об этом АП рассказала гость редакции, первый заместитель председателя правительства Амурской области Вера Щербина. 

Деньги на защиту и ЖКХ

— Вера Георгиевна, как наводнение повлияло на планирование областного бюджета в этом году?

— Итоговая сумма ущерба, на которой мы остановились, — 40 миллиардов рублей. Здесь все: и домохозяйство, и сельское хозяйство, и предприятия. Конечно, область не могла полностью покрыть такую сумму: как вы знаете, соответствующие затраты предприятиям, например, мы не возмещали. В прошлом году на ликвидацию последствий ЧС ушло порядка 14 миллиардов рублей. Из них два миллиарда — областные средства, остальное — безвозмездная помощь из федеральной казны. В этом году потратим, я думаю, не меньше: сейчас «поплывут» дороги и выявятся скрытые повреждения зданий, которые были подтоплены в прошлом году. Кстати, в прошлом году нам пришлось также дополнительно взять пять миллиардов кредита у государства. Из-за наводнения значительно выросла одна из основных статей расхода области — социальная защита. Традиционно на нее уходило 10—11 миллиардов рублей, а в прошлом году сумма достигла 18 миллиардов. Деньги пошли на выплаты пострадавшим и соответствующие пособия. Помимо соцзащиты, еще одна значимая статья расхода — образование, это 16 миллиардов рублей. Еще 8 миллиардов — здравоохранение. Но нужно помнить, что здесь есть еще один источник дохода — Фонд обязательного медицинского страхования, поэтому если суммировать, будет дальше больше, чем по образованию. Восемь с половиной миллиардов — ЖКХ.

— Последняя статья расходов, особенно пункт «господдержка предприятий ЖКХ», всегда вызывает много вопросов. Сумма значительная, но при этом рядовому жителю увидеть отдачу довольно сложно.

— Основная проблема здесь — низкая эффективность затраченных средств. Возьмем, к примеру, котельные БАМа. Они огромные, населению требуется только 30 процентов от их мощности, остальное тепло, то есть деньги — просто на ветер. Если туда поставить современные модули, то не придется тратить большие суммы на растопку существующих котельных. Но чтобы построить новые, нужны еще большие средства. Подобное могут позволить себе только самые обеспеченные регионы. Например, в Москве и Санкт-Петербурге система теплоснабжения прибыльная. Поэтому у них стабильные тарифы, которые порой ниже дальневосточных. И это достигается не только за счет количества потребителей, но и благодаря дисциплине платежей. Ведь  в наших 8,5 миллиарда заложены и жилищные субсидии. Если мы от них откажемся, у части амурчан просто не хватит средств, чтобы оплачивать коммунальные услуги. Возьмем, к примеру, Приморский край: у них средний тариф составляет около 4 тысяч рублей. А у нас — 2,6 тысячи. Это притом, что климатические условия у нас жестче. А деньги на покрытие затрат ведь не берутся из воздуха. У нас действует закон о возмещении затрат, невозможных к взысканию кредиторской задолженности. Например, компания обанкротилась и осталась должна поставщику того же угля. Вы же сами знаете, они сейчас растут как грибы после дождя и сменяют друг друга постоянно. Включается механизм банкротства, но если с компании нечего взять?! А угольщикам тоже надо платить зарплату, иначе и это предприятие закроется. Такие расходы область вынуждена частично компенсировать по решению судов.

 В наших 8,5 миллиарда заложены и жилищные субсидии. Если мы от них откажемся, у части амурчан просто не хватит средств, чтобы оплачивать коммунальные услуги. 

Кроме того, 1,6 миллиарда заложено в фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Это дорогостоящая федеральная программа, около 9 миллиардов рублей, но мы ее защитили  и с прошлого года в ней работаем. В статью «расходы на ЖКХ» входят также программы поддержки молодых семей, предоставления жилья военнослужащим, и тому подобное.

— А можно ли вообще избавиться от неэффективных расходов, если области столько средств приходится тратить на латание дыр в системе ЖКХ?

— Как вы понимаете, это проблема федерального масштаба. Сегодня изношенность фонда ЖКХ в среднем по стране порядка 80 %. Три года назад было принято 102-е распоряжение Правительства РФ, очень хорошее, на мой взгляд. В нем содержалось поручение минрегиону разработать программу, ее идея была такая: регион гарантирует инвестору долгий кредит на 10—15 лет. Также ему утверждается тариф — допустим, 2,5 тысячи рублей. Инвестор берет кредит, сносит, к примеру, старую котельную БАМа, на ее месте строит новую. В итоге у него тариф снижается до 1,5 тысячи рублей. Но он все равно получает 2,5 тысячи, чтобы окупить вложения. То есть заработанными средствами он гасит сам кредит, а проценты 50 на 50 оплачивает областной и федеральный бюджеты. И за 10 лет такое предприятие себя окупает. Но когда экономисты начали все просчитывать, то даже на пилотный проект не вышли — очень дорого. Поэтому программу так и не разработали. Тем не менее сейчас этой проблеме уделяется много внимания. Не зря же было создано министерство строительства и ЖКХ — я думаю, будут приниматься меры на федеральном уровне.

Долги и налоги

— В прошлом году нам пришлось взять дополнительно пять миллиардов кредита. Как вообще у Приамурья обстоят дела с госдолгом?

— Я сразу отмечу, что пятимиллиардный кредит, о котором вы говорите, нам реструктуризировали на 20 лет. Конечно, госдолг растет, но мы работаем в рамках законодательства — за его пределы область не вышла. Вообще сейчас госдолг растет в большинстве регионов: за последние несколько лет он увеличился со 150 до 650 миллиардов. Сейчас этот вопрос прорабатывается в Правительстве России. Планируется выделять бюджетные кредиты из федерального бюджета не на новые расходы, а на замещение банковских кредитов, чтобы сократить долговую нагрузку на бюджеты регионов.

— А на каком  месте мы по дотационности среди субъектов?

— На самом деле до прошлого года все было весьма неплохо. Я пришла работать в правительство Амурской области в 2008 году, тогда доходы области составляли порядка 20 миллиардов. К 2012 году выросли до 35 миллиардов. Показатель дотационности сократился с 60 до 35 %. У нас была очень хорошая динамика. В область пришел трубопровод  ВСТО, мы активно работали с каждым предприятием на космодроме, убеждая открывать в области обособленное предприятие, чтобы налоги шли именно в нашу казну. Но прошлый год стал просто испытанием: с одной стороны — наводнение, с другой — упали налоговые доходы. Если в 2012-м показатель был 34,6 миллиарда рублей, то в 2013-м — 35,8 миллиарда. Мы едва перекрыли показатель предыдущего года. Но если учесть, что до этого каждый год прирастали на 3—4 миллиарда, то по динамике серьезное отставание.

— Почему сократились налоговые доходы?

— Во-первых, закончилось строительство нефтепровода. Топливо пошло по трубе — соответственно, сократились доходы железной дороги, ведь раньше нефть возили вагонами в Находку и перекачивали в Китай. Неприятный сюрприз преподнесла и большая энергетика. Когда произошло ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС, по законодательству часть прибыли компании пошла на ликвидацию ЧС, соответственно, налогооблагаемая прибыль упала. Но сейчас ситуация с энергетикой вроде бы выправляется.

— И за счет чего тогда область теперь будет получать доходы?

— Мы работаем плотно с космодромом, но там есть свои сложности — это закрытая структура. В прошлом году, например, Восточный дал областному бюджету 300 миллионов. Для сравнения: ВСТО давал 3,5 миллиарда. План налоговых доходов на этот год — 37,5 миллиарда рублей. Будем отрабатывать все недоимки, плотно работаем с налоговой. Активно смотрим на те деньги, которые вышли в виде инвестиций, как они вернулись к нам в виде налогов. Выше  головы, конечно, прыгнуть не получится — чудес не бывает. Но наша сегодняшняя задача — максимально использовать все доступные резервы. И, конечно, будем сокращать неэффективные расходы.

Дополнительные средства для области

— Выделит ли федеральный бюджет еще средства для пострадавших от наводнения регионов?

— Для строительства и капитального ремонта домов средства будут выделены в полном объеме. Вообще необходимость в дополнительных деньгах на другие расходы есть. Сейчас Минфин ведет такую политику: в первом полугодии никакой финансовой помощи не будет — только кредиты, и то лишь тем, кому они крайне необходимы. Возможно, будет перераспределение финпомощи во втором полугодии, надеемся, что тогда Приамурье получит средства. В этой части нам еще предстоит поработать с федеральными министерствами и ведомствами.

35,8

миллиарда налоговых доходов получила амурская казна в прошлом году 

— Сколько вообще планируется привлечь из федерального бюджета в этом году?

— Я не люблю говорить о годе текущем, он еще только начался, но в среднем за год мы приносим более 10 миллиардов дополнительных федеральных средств. Назвать точную цифру пока невозможно. В прошлом году это было более 30 миллиардов рублей. И учтите: чтобы получить средства, нужно войти в федеральную программу, а значит, соответствовать требованиям, суметь доказать результативность и эффективность выделения средств для региона. Кроме того, есть дотация на сбалансированность, которая не имеет целевого направления. Но эти дотации, как правило, даются во втором полугодии. И тоже есть много нюансов: анализируется, как у области с доходами, если нормально — регион туда не попадает. Есть и приоритетные направления — указы президента, социально значимые расходы.

Зарплаты бюджетникам

— Увеличат ли в этом году зарплату работникам бюджетной сферы?

— В тех отраслях, которые попадают под указы Президента России о повышении заработных плат, увеличение доходов работников будет идти согласно этим документам. В некоторых отраслях нормативы уже выполнены: например, средняя зарплата учителей доведена до 28,8 тысячи рублей, врачей — до 40 тысяч. Большую работу провели с соцработниками. Да, мы увеличили им нагрузку, но если раньше они получали в среднем около 8 тысяч, теперь — до 20 тысяч рублей. Аналогичные показатели по заработной плате у работников культуры. Что касается тех работников бюджетных учреждений, кто не попал под указы, например, чиновники, — у них зарплата будет повышаться на 5 %, в рамках инфляции.

Самые крупные налогоплательщики Приамурья (рублей):

РЖД — 3,5 миллиарда

Энергетика —  3,8 миллиарда, (в т. ч. «РусГидро» — 2,6 млрд)

Золотодобыча —  3,5 миллиарда

Транснефть — 2,3 миллиарда

Строительство — 2,2 миллиарда

Торговля — 2,1 миллиарда

Банки — 1,2 миллиарда

Возрастная категория материалов: 18+