Фильмы братьев Коэнов всегда предвкушаешь с каким-то особенным трепетом, поскольку они, как правило, появляются с новыми картинами ровно тогда, когда от кинематографа уже ничего не ждешь. Премьера «Внутри Льюина Дэвиса» состоялась на 66 Каннском фестивале и, по обыкновению, вызвала восторженные отклики прессы по всему миру. Режиссерский дуэт снова себя оправдал. И, кажется, после блестящего «Серьезного человека» ждать чего-то равновеликого означало бы переоценивать творческий запал творцов. Но они в очередной раз доказали способность находить родные своему сердцу темы и рассказывать зрителям о жизни на доверительном, практически интимном языке.
«Внутри Льюина Дэвиса» погружает нас в атмосферу 60-х годов: заря фолк и кантри музыки. Бесконечная вереница музыкантов, которые приходят в бары за ангажементом и потом играют перед немногочисленными зрителями меланхолические песни под гитару. Время, в равной мере пронизанное духом крепнущей культуры развлечения и одиноким поиском «правого пути…»
Именно из этого приглушенного освещения нью-йоркских баров появляется главный герой Льюин Дэвис, и все дальнейшие события рассказывают о его одиссее в мир музыки, славы, неудач, о его путешествии в жизнь. Если разобраться, главная проблема главного героя в том, что он талантлив и знает об этом. Именно это обстоятельство исподволь внушает ему веру, что где бы ни прозвучал его волшебный голос, все преграды должны расступиться и явить ласковый свет признания. Но все происходит с точностью до наоборот. Вот отзвучала дикая в своей проникновенности песня, и внемлющий продюсер, кажется, вот-вот прослезится и констатирует Богоявление. Но он говорит: «Я не вижу здесь больших денег». И Льюин Дэвис, разочарованный и разбитый, идет дальше. Судьба жестока и несправедлива — ведь он талантлив, но все упорно не хотят этого замечать.
Весь фильм состоит из этого, уже фирменного для братьев Коэн, опрокидывания ожиданий — как героя, так и зрителя. Причем подобные развенчания порой происходят на стыке гротеска и черного юмора: например, в пансионате, где Льюин пытается раскрыть свое сердце перед отцом песней, тот сначала долго и тягостно дышит, а затем, со слезами на глазах, пачкает исподнее. Таков юмор режиссеров. Таково их видение жизни человека с его вечным, возможно, слишком усердным поиском, слишком серьезным отношением к себе, с неизменно-комичными ситуациями, которые вырастают на этой неподатливой почве.
Именно поэтому мытарства эгоцентричного таланта заканчиваются, в сущности, ничем: сюжет закольцовывается в завершении и оставляет ощущение полуабсурдности происходящего, с каким-то едва осязаемым вкраплением тепла и улыбки. Льюин Дэвис возвращается туда, откуда начал — в нью-йоркский Гринвич-Виллидж. И прощается нами, зрителями, под заунывное пение лохматого паренька, который подозрительно похож на Боба Дилана и на первый взгляд ничего особенного из себя не представляет. Но вместе с тем, в его возвращении, и в том, как друзья, с которыми он рассорился ранее, принимают его, есть что-то очищающее, что-то обыденно-поэтическое. В этом смысле кличка кота, увязавшегося за Льюином в начале картины символична — Улисс. И также символично, что оба странника в конечном итоге возвращаются к началу — к дому, который обещает пусть недолгий, но покой.
В целом «Внутри Льюина Дэвиса» оправдал все ожидания. Он, как и обычно, наполнен странными, одинокими персонажами, неожиданными велениями судьбы и ощущением полного ее самоуправства. Братья Коэн снова сумели сложить замечательно красивый, забавный и щемящий пазл из человеческих жизней. К просмотру однозначно рекомендуется.
Оценка:
«Внутри Льюина Дэвиса» — 9/10
Возрастная категория материалов: 18+