Праздничная демонстрация на площади им. Ленина в Благовещенске, 1988 год.Праздничная демонстрация на площади им. Ленина в Благовещенске, 1988 год.

Леопольд Сарапас: «Для нас главным было выпустить праздничный номер»

Леопольд Сарапас, ветеран амурской журналистики, заслуженный работник культуры РСФСР, 45 лет проработал в «Амурской правде», причем 19 лет — с 1971-го по 1990 год — был ее главным редактором. Во время первомайских демонстраций в годы своего редакторства всегда стоял на главной трибуне вместе с руководителями области.

После горбачевского «сухого закона» в 1985 году все праздники стали безалкогольными. «Сухой закон» сурово предписывал пить только газировку.

— Демонстрации проходили по одному сценарию, — вспоминает Леопольд Феликсович. — Редакция обычно соединялась с коллективом типографии, и вместе в одной колонне все шествовали по главной улице. Хотя наша главная задача была выпустить первомайский номер. В красную дату — в том числе и 1 Мая — газета всегда выходила. Но это не было поводом расслабиться, поэтому часть редакции шла в колонне, а другая часть была занята на освещении праздничных мероприятий. И журналисты, и фотокорреспонденты занимались своим делом.

Журналисты — публика особая. Праздновать коллективно Первомай у нас в редакции как-то не практиковалось. Может быть, в семьях праздник завершался застольем. Но междусобойчики или корпоративные банкеты в те времена не были приняты. А после горбачевского «сухого закона» в 1985 году все праздники стали безалкогольными. «Сухой закон» сурово предписывал пить только газировку.

Наталья Томилова: «Всем селом за одним столом»

Наталья Томилова, начальник управления ЗАГС Амурской области, выросла в Новостепановке Свободненского района. И с ностальгией вспоминает, как первомайская демонстрация объединяла все село.

— Этого дня мы всегда ждали и заранее к нему готовились. После уроков собирались всем классом, делали бумажные цветы. Тогда еще не было цветной, гофрированной бумаги, мы клеили из белой и потом все это раскрашивали. Не одна тетрадка уходила. Было какое-то единение, мы чувствовали себя причастными к чему-то великому. И ком в горле стоял, и слеза на глаза накатывалась. Мы такие большие, дружные, красивые. Мы солидарны со всеми, мы горды. 1 Мая надевали свои лучшие наряды, завязывали красные галстуки или крепили комсомольские значки и шли на демонстрацию.

Музыка играла, флаги развевались, народ улыбался. Всеобщая народная радость, которую нельзя подделать, а тем более заставить радоваться — это шло от души. Воздушные шары были предметом всеобщей зависти, а для обладателей — большим счастьем. В нашем селе они не продавались, за ними надо было ехать в Благовещенск. Все село строилось в колонны возле школы, потом все проходили мимо Дома культуры к памятнику погибшим в Великую Отечественную войну. Это была единственная асфальтированная улица. Ни дождь, ни снег не могли испортить всеобщего душевного подъема.

После демонстрации не расходились. Дети гуляли своей компанией, взрослые — своей. Собирались за большим столом, не помню, чтобы кто-нибудь напивался вдрызг, все было пристойно. В Благовещенске такой глубины ощущения от первомайской демонстрации я не испытывала. Будучи студенткой сельхозинститута, старалась побыстрее отмаршировать и на праздники уехать домой к родителям.

Елена Федина: «В наше время людям не хватает таких праздников»

Художественный руководитель детского хореографического ансамбля «Ровесники», заслуженный работник культуры России Елена Федина вспоминает, что в советские годы воспитанники любимого ансамбля всегда принимали участие в праздничных шествиях на Первое мая.

В наше время людям не хватает таких общих праздников, и здорово, что сейчас стали возрождать традиции на День города.

— Для меня Первомай детства — это радость и гордость за то, что ты являешься частичкой чего-то большого и значимого. Я была еще совсем маленькой и не очень хорошо помню, как мы, «Ровесники», участвовали в первомайском шествии. Но то, что это особенное мероприятие, которое нельзя пропустить ни под каким предлогом, это помню хорошо. Мы все собирались задолго до начала, выстраивались в колоны — красивые, наглаженные, с огромными бантами на голове и в одинаковых костюмчиках.

А вот в студенческие годы уже все было по-другому. Я училась в Хабаровске, и мы, молодые студентки, тогда более осознанно подходили к этому мероприятию. Студентов, которые хорошо учились, на первомайские праздники отпускали домой, но желание быть вместе со всеми, чувство радости и единения пересиливали. Поэтому по домам мы разъезжались после демонстрации. Считаю, что в наше время людям не хватает таких общих праздников, и здорово, что сейчас стали возрождать традиции на День города и другие события. Сохранение своих корней и традиций — это очень важно, именно в лучших традициях «Ровесников» мы воспитываем своих детей. Ведь дети, как губка, впитывают все очень быстро, и главное — вовремя и очень правильно напоить эту сухую почву хорошей чистой водой традиций.

Валерий Вощевоз: «Первомай с засадами и снайперами»

Главный амурский афганец и председатель регионального отделения «Боевого братства» Валерий Вощевоз вырос в городе Свободном. И сегодня с улыбкой вспоминает, как школьником сбегал с первомайских торжественных мероприятий в Черниговку к любимой бабушке.

— За это мне потом, конечно, доставалось от классного руководителя. Разбирали или нет меня за «праздничные прогулы» на школьной линейке, честно говоря, уже не помню, но за поведение оценку после Первого мая снижали всегда. Когда уже окончил военное училище и стал офицером, иногда меня просто зло брало: и кто придумал эти праздники?! Ведь каждые 7 ноября и Первое мая — это усиленные наряды, повышенная ответственность, словом, из казармы не вылезали. Думаешь: «Все гуляют, а ты...» Но обиднее всего было в Афганистане. Моджахеды и «духи» знали все советские красные даты и старались «поздравить» нас минами, засадами, снайперами…

Готовили полный праздничный набор, который только можно было придумать на войне. И чтобы свести предполагаемые потери к минимуму, мы в свою очередь заранее собирали разведданные о вероятных местах первомайских или ноябрьских «сюрпризов». Приходилось проводить свои засады и боевые вылазки. Выматывались так, что праздник был не в радость. Не зря же говорят: «Для военного праздник, что свадьба для лошади». 

Александр Силохин: «Демонстрации надо возродить»

Председатель колхоза «Родина» Константиновского района Александр Силохин был пионером, комсомольцем, потом коммунистом. На первомайские демонстрации всегда ходил по велению души и считает, что их надо возродить.

Сегодня такой праздник нужен как никогда, особенно на фоне событий на Украине. Вы посмотрите, что они там творят — на днях объявили об отмене Дня Победы.

— И для меня Первое мая всегда ассоциировалось с той самой солидарностью трудящихся. Мы отмечали его не ради какой-то отчетности. Это было видно по настроению людей. Все село собиралось, люди поздравляли друг друга, — вспоминает Александр Силохин. — Позже, во время учебы в вузе, безо всякой обязаловки участвовали в демонстрации и народных гуляньях. В это время испытывали гордость за страну и свое единство. В те годы никто не разделялся по цвету глаз или кожи. Об этом даже не думали. Для нас существовала одна страна, был один многонациональный народ.

Сегодня такой праздник нужен как никогда, особенно на фоне событий на Украине. Вы посмотрите, что они там творят — на днях объявили об отмене Дня Победы. Столько там ветеранов и земля многострадальная. У нас у всех украинские корни. Население Дальнего Востока во многом переселенцы из тех краев, казачество сюда ехало. Такие праздники, как Первомай, сплачивают людей безо всякой оглядки на политику. Мы на пороге третьей мировой войны. Этого не должно случиться.

Воспоминания известных амурчан о Первомае для вас собирали Варвара Сиянова, Ирина Ворошилова, Андрей Анохин, Татьяна Пятыгина и Юлия Климычева.

Возрастная категория материалов: 18+