• Автоцистерна спешила на крупный пожар, возникший на складе по Текстильной.
  • Боевой расчет  из пяти человек  отделался легкими  ушибами. Фото: Андрей Оглезнев
  • В Благовещенске  и Благовещенском районе действуют 4 пожарные части, в каждой из которых по 4-5 маши

Боевой расчет из пяти пожарных, удостоверившись, что со сбившим их дедушкой все в порядке, пешком, точнее, бегом отправился тушить пожар — до очага возгорания они не доехали 100 метров.

20 апреля в Белогорске молодой человек на иномарке на большой скорости врезался в машину скорой помощи, спешившую на вызов. В результате ДТП серьезные травмы получили водитель скорой и фельдшер. Почему амурские водители не спешат пропускать машины экстренных служб, от скорости движения которых зависят человеческие жизни, и какова цена этой неуступчивости — выясняла АП.

10

водителей в Благовещенске и Благовещенском районе не уступили дорогу спецтранспорту в прошлом году, по официальной статистике

Авария с участием пожарной машины произошла в областном центре 1 мая в районе пересечения Новотроицкого шоссе и улицы Текстильной. Автоцистерна спешила на крупный пожар, возникший на складе по улице Текстильной, — черные клубы дыма были заметны даже из самых отдаленных частей города. «Мы получили повышенный номер вызова, это значит, что к месту пожара направляются все машины. Эта машина выехала из пожарной части № 2, расположенной по улице Студенческой, 6, и ехала одной из первых. Автоцистерна двигалась, как и положено в таких случаях, с включенными проблесковыми маячками и сиреной. На перекрестке водитель убедился, что его пропускают — два ряда встали в одну и другую сторону. Он двинулся на красный свет и уже завершал пересечение перекрестка, когда в него врезался «Москвич», — рассказал замначальника благовещенского пожарного отряда Константин Рыбалко.

Несмотря на то что ЗИЛ и «Москвич» в разных весовых категориях, от удара «пожарка» перевернулась на крышу. «У ЗИЛа центр тяжести находится высоко, кроме того, вода инертна — она перемещается внутри бочки. Поэтому толчка было достаточно, чтобы машина весом почти 10 тонн перевернулась. Счастье, что никого не было поблизости», — говорят пожарные.

Боевой расчет из пяти человек отделался легкими ушибами — от более серьезных травм спасли каски и пожарное обмундирование. Никакой паники в рядах пожарных не было. Выбравшись из машины, огнеборцы первым делом проверили, не нужна ли помощь водителю «Москвича» — им оказался 65‑летний амурчанин, который не пострадал.

— У нас люди стрессоустойчивые, поэтому на происшествие отреагировали спокойно. Взяли пожарно-техническое вооружение и бегом отправились тушить огонь, — говорит Константин Рыбалко.

Автоцистерну, под завязку заправленную водой, не пропустил на перекрестке пожилой водитель «Москвича».

Из пожарного автомобиля вытекло 2350 тонн воды, а также бензин и пена. В результате аварии пришло в негодность все оборудование, расположенное на крыше автомобиля: рукава, пенообразователь, ручные лестницы. Сейчас специалисты оценивают нанесенный ЗИЛу ущерб. Машине уже почти 30 лет, и, возможно, после этой аварии ее спишут. Этот вопрос будет решать специально созданная комиссия. Все пожарные машины застрахованы, и огнеборцы надеются получить от страховщиков компенсацию за выведенный из строя ЗИЛ.

Виновнику аварии выписали штраф в 500 рублей и отпустили. По неподтвержденной информации, причиной ДТП могли стать неисправные тормоза, по другой версии — всему виной обычная невнимательность пожилого водителя. Вместе с тем мигающую маячками пожарную машину с включенной сиреной на пустом перекрестке трудно было не заметить.

— Чтобы в ДТП перевернулась пожарная машина — это из ряда вон выходящий случай, — говорят в пожарном отряде Благовещенска. — Последний раз такое было в 1999 году в Свободном. Всего в год в среднем мы регистрируем одну-две аварии с участием спецтехники, но обычно они обходятся без таких последствий. Водители охотно уступают нам дорогу. В советское время с этим было проще: меньше было машин и больше дисциплины у водителей.

По словам Константина Рыбалко, обычно подобные аварии происходят на перекрестках, когда пожарным автомобилям не предоставляют приоритет движения. «Кроме того, особенно трудно продвигаться в часы пик сквозь плотный поток машин, когда знаешь, что тебя ждут и дорога каждая минута. Бывает, ни сирены, ни маячки не помогают. А нам, по закону, нужно прибыть на место вызова не позднее 10 минут с момента его поступления. Мы стараемся уложиться в эти рамки, но бывает, что не получается — по каждому такому случаю назначается проверка», — говорит замначальника пожарного отряда Благовещенска.

После благовещенского ДТП глава МЧС России Владимир Пучков принял решение оборудовать видеорегистраторами все пожарные машины страны. В Благовещенске и Благовещенском районе действуют четыре пожарные части, в каждой из которых по 4—5 таких машин. В общей сложности автопарк пожарных насчитывает 70 единиц техники, всего в отряде трудятся 372 человека.

— Аварии, как правило, происходят не по вине наших водителей. У нас работают высокопрофессиональные специалисты, — подчеркивает Константин Рыбалко. — Новичка за руль пожарной машины никто не посадит — это большая ответственность. Раз в квартал для водителей проводятся занятия, и они сдают представителям ГИБДД зачет по правилам дорожного движения. К тем, кто не сдал, применяются меры вплоть до наказания.

С 1 января этого года, согласно новому порядку оказания скорой медицинской помощи, видеорегистраторы также должны быть установлены и на всех автомобилях скорой. В областном центре ежесуточно дежурят около 90 бригад скорой помощи. Машин в автопарке городской станции скорой помощи больше, но не все они на ходу.

— Мы уже начали оборудовать транспорт видеорегистраторами. Конечно, такая проблема существует — водители не всегда уступают дорогу скорым. Это отражается на оперативности нашей работы. Но статистики по ДТП мы не ведем, у нас большая загруженность — ежесуточно к нам поступает больше 200 вызовов, — сказал главный врач станции скорой помощи Благовещенска Игорь Никишов.

Чтобы не возникло угрозы ДТП, нужно стараться предвидеть, как себя поведут другие участники движения, советует Анатолий Кошевой.

Не понаслышке знаком со статистикой водительской невежливости Анатолий Кошевой, уже около 10 лет сидящий за баранкой одного из благовещенских реанимобилей.

— Пока не обматеришь в окошечко, никто дорогу не уступит, — усмехается водитель. — Конечно, есть такие, кто относится с пониманием, а есть и те, кто не пропускает. Они, видимо, думают, что их такая беда коснуться не может. С такими приходится ругаться. Что удивительно, но молодые водители охотнее пропускают, чем пожилые, которые упрутся и до последнего будут стоять. Мы только на экстренные вызовы ездим с сиреной и маячками, в остальное время стараемся держаться в общем потоке, хотя нам дорога каждая минута. Много конфликтных ситуаций возникает во дворах, когда нам нужно поставить машину как можно ближе к подъезду — чтобы больному не нужно было далеко идти. Обычно на это негативно реагируют таксисты или местные жители.

Сам Анатолий в ДТП на служебной машине не попадал ни разу — то ли потому что она «желтая и заметная», то ли благодаря шоферскому мастерству. «Чтобы не возникло угрозы ДТП, нужно стараться предвидеть, как себя поведут другие участники движения», — дает совет Анатолий.

«Водитель скорой в тяжелом состоянии»

Все 15 машин скорой помощи, принадлежащие белогорской городской больнице, оборудованы видеорегистраторами. Но это устройство никак не помогло при выяснении причин последнего ДТП, участником которого стала одна из скорых. Около полуночи 20 апреля на одном из перекрестков города Toyota Progress, летевшая на красный, на большой скорости врезалась в машину скорой. В результате молодой водитель иномарки, на тот момент уже лишенный прав, получил травму глаза, водитель скорой помощи — тяжелые травмы грудной клетки и головы. В тяжелом состоянии его перевели в областную больницу, где он находится до сих пор. Женщина-фельдшер, также получившая тяжелые повреждения, еще около недели проведет в белогорской больнице. Машина восстановлению не подлежит.

— Последний раз такой случай был прошлой осенью, когда в аварию попал наш реанимобиль, ехавший на вызов, — женщина-водитель не заметила его. ДТП произошло по ее вине. По правилам мы должны прибыть по вызову не позже чем через 15 минут после его получения. Бригада не успела на вызов — пришлось направить другую, — говорит главный врач Белогорской городской больницы Андрей Рудь. — У нас на каждом перекрестке установлены камеры, и мы по видеозаписи всегда можем установить виновного. Так было и в последнем случае. У нас работают очень профессиональные водители — во многом благодаря их профессионализму удается избежать таких аварий. Они постоянно проходят обучение и учитывают бешеный поток машин на дорогах — знают, что где‑то нужно уступить, ведь рядом врач и пациент. Я связываю эти аварии с низкой культурой вождения, когда водитель может позволить себе сесть за руль пьяным.

Нарушение ценой в 500 рублей

Машины с включенными проблесковыми маячками и специальным сигналом имеют право на свободную дорогу — то есть могут, в случае необходимости, нарушать правила, двигаться на красный сигнал светофора и по встречной полосе. Водители спецтранспорта при этом должны предварительно убедиться, что не создают опасности для других участников движения.

2

водителя в Благовещенске не пропустили машины со спецсигналом в этом году

А другие автомобилисты в свою очередь обязаны освободить для них дорогу — это оговорено пунктом 3.2 Правил дорожного движения. Нарушитель этого пункта отвечает перед законом по статье 12.17 КоАП РФ, согласно которой нерадивым водителям грозит штраф в 500 рублей либо лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

— Решение по таким случаям принимает мировой суд Благовещенска. Всего с начала года мы зарегистрировали два таких правонарушения — одно из них было в феврале, второе — в мае. В последнем случае мировой суд вынес решение наложить на виновника штраф в размере 500 рублей, — рассказал замначальника отдела ГИБДД ОМВД РФ «Благовещенский» Дмитрий Лапа. — В прошлом году по этой статье мы составили 10 протоколов. Для сравнения: ежедневно мы фиксируем около 200—300 нарушений ПДД. Нарушения, связанные с непредоставлением преимущества движения, — капля в море. Конечно, культура вождения у наших автомобилистов невысокая, но тем не менее цифры показывают, что большая часть водителей уступают дорогу машинам экстренных служб.

Раз в три месяца сотрудники ДПС, привлекая машины скорой помощи и пожарные, проводят рейды для профилактики таких правонарушений. Пока машины экстренных служб ездят по городу с включенным спецсигналом, полицейские берут на заметку тех, кто не уступает им дорогу.

Возрастная категория материалов: 18+