• Наталья Кора, психолог, доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук АмГУ
  • Инна Макарова, кандидат педагогических наук

Заведите семейную традицию 

Семья богата традициями, убеждена психолог, доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук АмГУ Наталья Кора. Она советует превратить празднование начала учебного года именно в такую традицию. Очень важно, чтобы Первое сентября было торжеством не только для ребенка, но и для его родителей. При этом сама школа не должна восприниматься первоклашкой как сплошной праздник. Ведь когда праздничная аура спадет и начнутся суровые будни, ребенка может постичь разочарование, и мотивировать его учиться будет крайне сложно. 

— Нужно говорить ребенку не о том, что ты пойдешь в школу и у тебя будет новый портфель, ручки, бантики. Надо объяснить: ты пойдешь в школу трудиться, ты будешь учеником, и у тебя будут новые обязанности. Надо готовиться к тому, что в школе не всегда будет легко и весело, там не всегда будут игры; объяснить, что учеба — это ежедневный труд, — советует психолог. 

Поощрять и не сравнивать 

Каждый день надо хвалить и поощрять ребенка, даже если он сделал всего лишь маленький шаг вперед. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми и тем более не ставить ему в пример старших сестер или братьев. Ожидаемого эффекта это не произведет, но может усложнить взаимоотношения детей в семье.

  — Каждый раз подчеркивайте то лучшее, что есть в ребенке. Говорите: у тебя получится, я тебе помогу, — советует Наталья Кора. 

Но что и стоит сравнивать, так это результаты самого ребенка. Здесь помогут портфолио, которые появились с введением нового образовательного стандарта.

— Портфолио позволяет ребенку хорошо обдумать свои результаты, а также максимально привлечь семью вместе его заполнять и отслеживать результаты. Например, у меня в начале года не получалось выводить в тетради палочки, они постоянно «убегали» за строчку, а к середине года я намного лучше научился их рисовать, — объясняет, как можно использовать «папку достижений», кандидат педагогических наук Инна Макарова.

Чтобы дети не засыпали на уроках

Распорядок дня для детей, учащихся в начальных классах, очень значим, отмечают педагоги. 

— Если в семье режим не сбалансирован, а родители относятся к нему как-нибудь, то нередки случаи, что дети засыпают на первых уроках и даже на вторых часто дремлют. Дети опаздывают, несобранны, у ребенка нет чувства времени, он не может почувствовать «я устал, мне надо отвлечься, отдохнуть, а потом продолжить». Это тоже все дает семья, — говорит Инна Анатольевна. — Если родители сами ведут запредельно ночной образ жизни, то ребенок ложится в 11 часов вечера. Как он в таком случае может отдохнуть и психически настроиться, восстановить физиологические процессы к восьми часам утра? Здесь физиология очень тесно сотрудничает с психологией. Режим, нормальное питание и спокойное состояние самих родителей — вот что важно. 

Мамам и папам стоит вспомнить слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие», запастись терпением, ни в коем случае не наказывать ребенка физически, не оскорблять и не унижать. Тогда негативного отношения к школе не возникнет. 

Адаптация первоклассника к школе длится не неделю и даже не месяц, на это может потребоваться полгода, а некоторым детям и весь год.

15 минут на разговоры 

Родителям нужно искренне интересоваться, что с ребенком произошло за день. 

— Не надо много времени тратить на обсуждение проблем. Каждый день должно быть выделено 15—20 минут, чтобы поинтересоваться самочувствием ребенка, — говорит Наталья Алексеевна. — Не тем, что он ел или какую оценку получил, а именно тем, что нового узнал, чему порадовался, кому помог, какие эмоции переживал. Это время должно быть отведено четко, чтобы ребенок знал, что оно наступит и он сможет рассказать маме или папе — своим настоящим друзьям — все, что он пережил за день. В течение года надо сопровождать ребенка, тогда процесс адаптации будет благополучным. 

Задача родителей в этот непростой период помочь своему школьнику принять себя таким, какой он есть. Оценки не должны стать главными в отношении к ребенку. Надо понять, что важнее сам ребенок, его качества — доброта, честность, сочувствие, любовь, уважение к родителям. Именно эти личные качества должны стать результатом воспитания. 

Учителя предупреждают, что адаптация первоклассника к школе длится не неделю и даже не месяц, на это может потребоваться полгода, а некоторым детям и весь год. Скольких бы репетиторов ни было у будущего первоклассника, сколько бы центров раннего развития он ни посещал, мамы и папы должны понимать, что в этом процессе подготовки ребенка к школе они играют самую важную роль. 

Наталья Кора и Инна Макарова дали советы во время круглого стола, который прошел в режиме онлайн-видеотрансляции на сайте АП. Психологи, учителя и родители обсудили, нужно ли до школы учить ребенка читать и писать и на что еще обратить свое внимание во время подготовки будущего первоклассника. Читайте обсуждение в номере за четверг, 4 сентября. 

Возрастная категория материалов: 18+