О культуре и заработке

В праздничной сфере я не случайный человек, а даже наоборот — дипломированный специалист, режиссер массовых праздников и представлений, сценарист. Окончила наше училище культуры, потом — Хабаровский институт культуры и искусств. Работала в сфере культуры города и области. Не секрет, что работники культуры и раньше, и сегодня получают очень низкую зарплату. Помимо основной работы к нам с коллегами часто обращались с просьбами провести утренники, свадьбы, юбилеи. Мы подрабатывали. Когда об этом узнало начальство, на нас начались настоящие гонения, мол, как не стыдно портить свой имидж подработками на каких-то пьянках. Тогда мы стали работать втихушку: деньги-то нужны и жить на что-то надо! Большинство работников культуры всю жизнь снимает жилье, не может позволить себе достойный отпуск и никогда не имеет лишних денег. Поэтому никакие гонения остановить меня не могли, и со временем я ушла со старой работы и стала трудиться на себя.

Наше праздничное агентство организовывает концертные мероприятия, проводит юбилеи, корпоративы, свадьбы, детские поздравления. Наша гордость и головная боль в том, что к каждому заказу мы пишем свой авторский сценарий. Чаще всего садимся всем коллективом и устраиваем глобальный мозговой штурм. Переделываем фразы, стихи, слоганы так, чтобы они креативно рассказывали о юбиляре или фирме. Идеи находим везде — в политике, на телевидении, в казусах из жизни нашего города. Честно говоря, совсем немногие в Благовещенске с таким трепетом к этому относятся. Большинство сценариев бездумно скачано из интернета, они не меняются годами, только ценник почему-то растет.

О форс-мажорах

Эксклюзивный и не примитивный сценарий — это уже половина успеха. Но за всю мою практику, еще ни разу не было так, чтобы все пошло по сценарию. Форс-мажоры случаются всегда и везде.

Не так давно было большое мероприятие в районе. Мы с артистами приехали, начали готовиться. И у кого-то на флешке оказался вирус, который заблокировал нам всё. Не работал ни один ноутбук и ни одно переносное устройство. В зале сидело сто с лишним человек, приходилось действовать очень быстро. Пока ведущий тянул время, мы нашли знакомых в чужом городе, они привезли нам ноутбук. Танцоры и певцы позвонили друзьям и родственникам в Благовещенск, те нашли и скинули их фонограммы им на WhatsApp. Естественно, пришлось на ходу перекраивать весь сценарий, мы работали в диком стрессе. Но мероприятие состоялось, и гости даже ничего не заметили!

Однако чаще всего непредвиденные ситуации случаются на свадьбах. Не помню, чтобы когда-то у меня напился жених. Ребята, конечно, крепко выпивают, но держатся. А вот невесты так не могут. Несколько раз было, что время близится к первому танцу, а невеста уже идти не может. Я заставляла жениха брать ее за подмышки, крепко держать и кружить, но ни в коем случае не отказываться от первого танца. Это святое!

Со сбежавшими невестами я тоже не сталкивалась, а вот сбежавший жених однажды был. Парень просто исчез, и его не было полтора часа. Невеста сидит, игровая программа идет, а жениха и след простыл! Его вызванивали друзья, искали родители, еле вернули общими усилиями. Правда приехал он уже не в костюме, а в джинсах и свитерочке. На улице мы с ним серьезно поговорили. Потому что наша главная цель — не срубить на чужом празднике побольше «бабла», а все-таки сплотить семью, дать им хороший старт в новую жизнь. Мы всем сердцем болеем за молодоженов на их празднике. К счастью, отношения у этой пары в течение вечера наладились, я у них еще и второй день свадьбы вела.

Но больше всего запомнилась одна из самых первых свадеб. На каждой музыкальной паузе девчонки оставались танцевать, а вся мужская половина зала исчезала. Я не удержалась и пошла на улицу посмотреть, чем они таким заняты. Выхожу, а там по всей набережной разборки идут! Реальная драка, бойня, народ тут и там кричит. Но приходит конец музыкального блока, они это дело бросают и как ни в чем не бывало заходят в зал. Продолжается свадьба. Опять танцы — и снова мужчины выходят. Так продолжалось до самого утра. Я всегда думала, что дракой свадьбы заканчиваются, а тут это было нечто вроде развлечения. Для меня это, конечно, был шок, а все остальные, включая невесту, видимо, были привыкшими. Что удивительно, всю программу мы отработали по сценарию. Весело разрезали и продавали торт, гадали на первенца, выкупали туфельку, несмотря на то, что у жениха под глазом уже наливался хороший синяк, а у гостей были разорваны рубашки и разбиты лица.

О русской душе

Часто программу переделываю прямо на ходу, когда, например, вижу, что передо мной другие по темпераменту гости. По этой же причине несколько раз приходилось на  самом мероприятии менять тему. Никогда не забуду, как праздновали свадьбу в рыцарском стиле. Все было очень красиво, чувственно, жених с невестой танцевали под лиричную англоязычную музыку. Молодожены уехали раньше, их красиво проводили. И когда за ними только закрылась дверь, первыми словами гостей были: «Давайте Сердючку!!!» Какую бы популярность сейчас ни набирали стилизованные мероприятия, нашему русскому человеку это неинтересно. И к концу или даже к середине вечера, тематику отодвигают в сторону и просто куражат. Русские люди привыкли зажигать, особенно на свадьбах. Они, действительно, готовы рвать баян и плясать до упаду, а не умиляться вашей ирландской романтике.

Со своими клиентами, как правило, мы потом остаемся хорошими друзьями. Женим их друзей и родственников, проводим утренники их детям. Дружим в «Одноклассниках», поздравляем друг друга с праздниками. Некоторые барышни приходят к нам за свадьбой даже несколько раз подряд. Обидно узнавать, что люди расстались. Поэтому я искренне говорю: «Хорошо, сделаю тебе свадьбу, но, надеюсь, в последний раз!»

Когда я только знакомлюсь со своими клиентами, то частенько оцениваю их. Смотришь, например, насколько они разные и не подходят друг другу. Иногда ошибаешься и с радостью узнаешь, что у них все хорошо.

О балеринах и сумоистах

Случается, что и отказываемся от заказов. Это происходит, когда не можем найти с клиентом общий язык, наши мнения не совпадают. Многие считают, что раз они заплатили нам деньги, мы обязаны плясать под их дудку и ходить перед ними на задних лапках, как в цирке. Раньше мы терпели это, подстраивались под клиента, а сейчас я говорю: «Завтра же ваши деньги будут на месте, можете искать себе другое агентство!» Мы больше не боимся терять деньги и клиентов, имидж и самоуважение важнее.

Сюда как раз можно отнести конкурсы с переодеваниями, которые некоторые люди очень любят, а я просто ненавижу. Перевоплощения в несчастных балерин и сумоистов бесят так же сильно, как эти убогие плакатики и связки из трех надувных шариков, приклеенные на стены. Да, кто-то еще украшает так помещения, представляете?!

Помню, как-то заказывали у нас юбилей в одном из районов области. Виновница торжества очень просила конкурсы с переодеваниями. Я с таким трудом готовилась к этому вечеру, потому что из принципа не могу проводить такое. Составила сценарий без переодевашек, но баул с костюмами все-таки с собой взяла. Весь вечер юбилярша сидела недовольная. Но мне все равно удалось расшевелить ее гостей без пошлых переодевалок. В конце вечера именинница подошла ко мне с примирительной бутылкой водки и словами «На, это тебе! Ты же тоже волновалась. Извини, если что. Все было хорошо, и черт с ними, с переодевашками — надо будет, сами переоденемся!» Теперь мы с ней даже дружим.

О волнении и неблагодарности

Как и много лет назад, я волнуюсь перед каждым своим мероприятием. Иногда доходит до настоящей паники. Сразу предупреждаю всех людей из своей команды, что, если нагрублю в процессе, пусть не обижаются. Потому что все это очень ответственно. Волнение проходит только, когда берешь в руки микрофон, выходишь к гостям, начинаешь мероприятие. Тогда понимаешь, что назад дороги нет, и уже входишь в свою колею.

Вообще сфера дарения праздников очень неблагодарная. Если мероприятие пройдет плохо или будет какой-то изъян, клиенты позвонят и обязательно скажут об этом. Иногда мне, как организатору, находящемуся дома, названивают уже во время мероприятия и докладывают о каких-нибудь неполадках. К сожалению, всем клиентам не угодишь. А вот, когда все прошло на ура, немногие вспоминают нас и звонят поблагодарить. В таких случаях мы утешаем себя так: не позвонили — значит остались довольны.

Чтобы удержать внимание всех гостей, нужно изучить всех присутствующих заранее, знать, что за люди будут перед тобой, что им будет интересно. Стараюсь проводить больше не парных или одиночных игр, а массовых, чтобы все были задействованы. Еще один секрет — соревновательный момент. Даже если кто-то не участвует в игре, то обязательно будет подсказывать, помогать или болеть. Я стараюсь быть не ведущей, а еще одним гостем мероприятия — влиться в компанию, стать их другом. Часто хвалю участников конкурсов, даже если у них что-то не получается. Пытаюсь выделить у него какое-то качество, которое, может быть, и друзья раньше не замечали. На таких мероприятиях часто люди раскрываются с неожиданной стороны.

О конкуренции и солидарности

Сейчас у нас в городе очень много праздничных агентств и, следовательно, большая конкуренция. Радует то, что и клиентов немало. На каждого найдется свой! Мы придерживаемся мнения, что в любой работе побеждает качество. Поэтому спокойно относимся к уходу каких-то клиентов. «Значит, не наш!» Здоровая конкуренция не позволяет нам киснуть, стоять на месте. Каждое агентство старается развиваться, расти, искать что-то новенькое, чтобы удивить очередного клиента. С конкурентами мы не воюем, а, наоборот, часто созваниваемся, советуемся, подсказываем друг другу, где найти типажи определенных артистов. Другое дело, что агентства и ведущие часто воруют друг у друга конкурсы. Например, знаменитую «Палку-развлекалку» придумали мы с моим мужем, вернее не придумали, а подглядели в интернете и усовершенствовали. А уже через несколько месяцев наш конкурс с нашими же модернизациями был в арсенале многих других благовещенских агентств! Вот, по мере того, как коллеги своруют очередной конкурс, начинаешь придумывать очередную новинку.

Часто бывает стыдно за конкурентов, когда они несерьезно подходят к своему дело, берут что-нибудь простенькое из интернета и просто отрабатывают свои часы. С такими вещами постоянно сталкиваешься, когда бываешь гостем на праздниках. Первым делом, конечно, расстраиваешься, а потом пытаешься спасти положение. Однажды мы с коллективом отказались от проведения новогодних праздников, решили отдохнуть в кафе. Публику вышли развлекать Дед Мороз со Снегурочкой. У них были старые конкурсы, неинтересная подача, гости на них вообще никак не реагировали. Мы все переглянулись и без лишних слов начали помогать коллегам. Мало ли, какое стечение обстоятельств заставило их так опозориться! В общем, мы весь вечер играли, участвовали в конкурсах, хлопали, кричали, тянули руки на викторинах. А когда все закончилось, нам взгрустнулось. Потому что у нас праздник не удался, остался лишь вопрос «Ну разве можно так работать?» Очень обидно встречать такую халтуру, ведь клиент составляет потом общее мнение обо всех праздничных ведущих в целом.

Об адекватных ценах

Честно говоря, я в этой сфере кручусь с детства. Уже в садике я была ведущей праздников, в школе имела свою команду КВН, а потом и свой ВИА в сельском клубе. Мы даже концерты давали! За все это время мне не надоело устраивать праздники чужим людям. Наоборот, это очень затягивает. Готовишься к одному мероприятию, потом к другому, фантазия работает на пределе! Интеллектуальный труд — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Просто не передать словами всех чувств, когда ты создаешь что-то новое. Единственные минусы — это вечная усталость и недосып. Бывают моменты, когда из-за этого вообще все хочется бросить к чертям! Но, думаю, так бывает в любой работе, потом силы снова появляются.

За шестичасовую свадьбу мы берем примерно 25 тысяч рублей. Час работы ведущего на юбилеях стоит 2 500 рублей, на корпоративах — 3 000 рублей. Цены несколько лет уже не поднимаем. Честно говоря, я просто не понимаю, в связи с чем можно поднимать ценник на работу ведущей каждый год.

Хотя, может быть, я думаю неправильно. От адекватных цен люди уже отвыкли, сразу начинают искать подвох, в итоге вообще отказываются от услуги, «а то мало ли что». В прошлом году, например, у нас была самая низкая цена по городу за детское поздравление Деда Мороза. Так люди звонили и спрашивали: «А у вас Дед Мороз нормальный? Он не инвалид? Почему так дешево?!» Пришлось даже в «Одноклассниках» прописать: «Дед Мороз нормальный». Цены были от 800 до 1 500 рублей. У других доходили и до 3 500 рублей. При том, что у нас полноценная 40-минутная программа. Играют все, кто есть в квартире — ребенок, родители, бабушки, дедушки, даже коты. Просто мы привыкли работать на полную катушку, без надувательства. В душе мы так и остались работниками культуры и поступаем с людьми культурно.

Возрастная категория материалов: 18+