«Хоббит: Битва пяти воинств», фото: kinopoisk.ru«Хоббит: Битва пяти воинств», фото: kinopoisk.ru

Затеяв продолжительную чехарду с подзаголовками фильмов франшизы, создатели «Хоббита» все же вынесли саму битву между различными народами Средиземья на первый план — зритель, что вполне естественно, готовился к ней не менее старательно, чем Торин и его гномы. Как ни странно, первый сценарный провал картины зритель может наблюдать сразу после великолепной сцены сожжения Эсгарота и битвы лучника Барда с драконом Смаугом. Убив дракона, Джексон на час с лишним оставляет публику тет-а-тет с прелюдией к драке, и эта прелюдия показательна в первую очередь растянутыми во времени, часто лишенными здравого смысла и очень ненатуральными поступками персонажей, которых, напомним, не Питер Джексон сочинил. 

Дракон падает, пробитый стрелой, выпущенной Бардом (как бы это сказать) — из собственного сына. Затем новоявленный герой, коему предлагают править Эсгаротом, незамедлительно превращается в идиота, который хватается и за оборону, и за пропитание, и за раздачу лекарств, по ходу пытаясь разъяснять на пальцах королям эльфов и гномов. Все это время зритель недоумевает насчет персонажа Алфи, который жителям Эсгарота был известен как подлый прихвостень бежавшего бургомистра — презрительно дергая лицом, новый руководящий товарищ оставляет его при себе, очевидно, как единственного опытного административного работника. Мало того, доверяет безопасность собственных детей помощнику, который до этого не справился ни с одним заданием и все время норовит переодеться в бабьи юбки и убежать.

В это время — пока весть о гибели Смауга разносится по всем краям Средиземья с помощью птичек — король Торин в шубе и, конечно, короне чахнет над златом и ищет Аркенстон (этот момент забавлял еще в книге, но в картине он куда более визуализирован) в горе сокровищ, размерам которой позавидовала бы любая угольная куча возле крупной ТЭЦ. Остальные гномы ходят на цыпочках и печалятся насчет королевского умопомрачения, хотя близость угрозы, да еще и с нескольких сторон, понятна и ежу. Бильбо ведет себя согласно первоисточнику, а потому — гораздо более логично, чем все остальные. Похожие друг на друга в военной амуниции орки Азога и гномы Даина топают к Горе со скоростью японской электрички, эльфы демонстрируют отличную строевую подготовку перед восседающим на боевом лосе Трандуилом. 

Чтобы мы не заскучали от этих превентивных мероприятий — а они необычайно скучны, причем для тех, кому все же не очень скучно, используется slo-mo совершенно бытовых сценах — автор разыгрывает потрясающую по своей бессмысленности сцену освобождения Гэндальфа из плена отрядом супергероев в лице Элронда, Сарумана, Радагаста и Галадриэль. Пока первые двое показывают призракам навыки ближнего боя, безуспешно пытаясь бить бесплотных противников мечом и палкой, эльфийская владычица понимает серьезность ситуации, превращается в Самару Морган и орет на нарисовавшегося на горизонте Саурона благим матом. Черный властелин, как и любой другой мужчина в подобной ситуации, предпочитает убраться от греха подальше, Гэндальфа увозят на санках зайцы, а для чего это все затевалось в сюжетном плане — ну так, для затыкания очередной дыры.

Затем все-таки наступает Битва, которой так гордился режиссер в предпремьерных интервью. А следом приходит и очередное разочарование, потому как самая амбициозная баталия в послужном списке Джексона по размаху не дотянула и до осады Хельма в «Двух твердынях». Нет, конечно, радостно дописанные к книжке черви-камнееды, позаимствованные то ли у «Дюны», то ли у ужастика «Дрожь земли», осадные твари, закованные в броню тролли и прочая накопленная Азогом сотоварищи нечисть впечатляет, но, впечатлив, мгновенно проваливается в небытие, чтобы зритель как можно скорее о ней забыл. Туда же проваливается вторая армия орков в полном составе, так и не приняв участие в сражении — тупо не дошли. С орками в третьей части франшизы вообще беда — их неисчислимое количество тает само по себе и к финальной битве сводится к парочке предводителей.

Первый удар принимают на себя совершенно неготовые к этому гномы и эльфы — ровно по первоисточнику, в котором, правда, у сил Добра все же было время на небольшое военное совещание. Дальше начинаются несколько странные попытки продемонстрировать науку побеждать и с той, и с другой стороны — чего стоит только оборона людьми уже наводненного орками Дейла или отход эльфов и гномов не за стены Горы, а просто к ним. Силы зла тратят кучу усилий на совершенно ненужные мероприятия вроде заманивания Торина в ловушку, куда Торин и сам радостно едет верхом на подвернувшемся откуда-то баране: сельскохозяйственные животные здесь вообще в армейской чести, Даин Железный Сапрог, к примеру, приехал воевать на блаженно похрюкивающей боевой свинье. Но обе стороны упорно не заканчивают битву в ожидании прозрения Торина и выхода на сцену его Отряда. Мы как бы видим, что исход сражения многотысячных армий должны решить 13 воинов, всю ночь накануне таскавших камни. Они, кстати, перед тем как броситься в бой, снимают с себя кольчуги, латы и шлемы, в которых щеголяли под прикрытием крепостных стен до начала Битвы — надо полагать, от усталости.

По Толкину исход битвы решал Беорн, но этого Джексон позволить не мог из уважения к передовым персонажам, поэтому гроза орков прямо в медвежьем обличии десантировался с орла в гущу сражения, махнул лапой и исчез в том же направлении, что и множество персонажей и существ до него. Ах, да — Леголас, вполне себе органично чувствовавший себя в сюжете второй части трилогии, здесь притянут за свои остроконечные уши вместе с влюбленной в Кили Тауриэль. Половину битвы эльфы где-то подозрительно шлялись вдвоем, после чего взяли каждый себе по перформансу с кувырками и ужимками — от грации, которую герои демонстрировали ранее, не осталось и следа, и тем, кто соскучился по эльфийским боевым искусствам, лучше внимательнее следить за королем Трандуилом с двумя мечами. На Тауриэль возложена дополнительная задача прочесть короткий и мучительно пафосный монолог о любви над телом любимого, начинающийся со слов «Я хочу его похоронить».

Толкин в «Хоббите» рассказывал нам простую историю о том, что алчность разъединяет так, что объединить может только общий, безжалостный и не ведущий переговоров враг. Джексону такие штучки не по статусу: эльфы у него норовят уйти с поля боя, даже положив на нем основную часть своей армии, словам Гэндальфа о приближении орков никто и не думает верить —  мол, плети, плети, старый маразматик, — а сами орки несут какую-то выдающуюся чушь о своих далеко идущих стратегических планах и лучше бы они просто воевали за золото или из ненависти ко всем остальным. Вся эта катавасия не вызывает никакого воодушевления: небрежно снятую сцену битвы у ворот Мордора в «Возвращении короля» можно было легко простить из-за общей крутизны происходящего, мотивация же героев в завершении «Хоббита» чересчур неочевидна.

При этом сказать, что Джексон снял откровенную халтуру нельзя. Здесь все так же летают камеры, шагают армии, и языки огня лижут крыши минуту назад еще мирных домов. Но от ощущения, что напоследок Джексон, которому довелось провести в мире, придуманном совсем другим человеком, последние 15—16 лет, решил оставить размашистую надпись «Здесь был Питер», избавиться нельзя. А в таких случаях, как известно, раздражает не скромный размер букв или плохой почерк автора, а совсем другое — две трети любимой сказки рассказывали, только украшая ее деталями и подробностями, а в итоге герои пришли в начало «Властелина колец» какой-то кривой дорожкой.

Возрастная категория материалов: 18+