• Технику к поездке по зимнику готовят тщательно — тайга не прощает халатности.
  • Куда идут колонны из Усть-Кута, легко догадаться по внешнему виду груза.

Летом грузы отсюда переправляют в Якутию по реке Лене, а когда водоемы сковывает прочный лед, перевалочную базу с Чаяндой связывает единственная транспортная артерия — зимняя дорога протяженностью почти тысячу километров. Первую груженую автотехнику отправили по зимнику в Якутию на прошлой неделе. 

Колонна первопроходцев

На территории Осетровского ЛДК, одного из усть-кутских пунктов приема, складирования и отправки грузов на Чаянду, в эти дни людно. Еще бы, ведь считанные часы остаются до выхода первой автоколонны на зимнюю дорогу. Ревут двигатели тяжелых грузовиков, вокруг суетятся механики и шоферы — техника должна работать, как часы, зимник оплошностей не прощает. Эта трасса функционирует еще с советских времен и повидала многое. Тысячекилометровая дорога до месторождения занимает не меньше трех суток — по зимнику, почти полностью состоящему из спусков, подъемов и ледовых переправ, особо не разгонишься.

960

километров — такое расстояние проходят большегрузы от Усть-Кута до строительных площадок Чаянды

Как рассказал представитель одной из подрядных организаций Александр Шнякин, первыми пойдут около 15 машин — повезут на тралах экскаваторы, бульдозеры, буровую технику, жилые вагончики для рабочих на месторождении. Самосвалы пойдут своим ходом. Также в строй встанут несколько единиц сопровождающей техники. Как только первая колонна «прощупает» трассу, рейсы с грузами на Чаянду будут отправляться отсюда ежедневно.

Для Газпрома открытие зимника, по сути, знаменует начало масштабной работы подрядчиков на Чаяндинском месторождении, начало большой стройки, которая будет длиться на протяжении нескольких лет. Все грузы и техника для нужд строительства, стекающиеся в крупный транспортный узел Усть-Кут, с началом функционирования зимних дорог начинают отправляться прямиком на Чаянду. Летом можно сэкономить на доставке с помощью водного транзита до Ленска, но на строительные площадки грузы все равно идут по зимнику, поскольку летом транспортная доступность в тайге стремится к нулю.

Перспективы на зиму

15

декабря чаяндинский зимник заработал с полной нагрузкой

Сейчас первостепенные задачи — вырубка леса, отсыпка дорог и площадок для объектов нефте- и газодобычи. В 2015 году будет подготовлен плацдарм для таких объектов, как установка подготовки нефти, электростанция собственных нужд, а также под вахтовый поселок строителей. Уже через год на готовых площадках начнется следующий этап обустройства НГКМ — монтаж оборудования.

— На 2015 год силами подрядных организаций мы планируем перевезти порядка 100 тысяч тонн грузов, плюс к тому собственными силами — еще 50 тысяч тонн. Нужно мобилизовать различные материалы, в том числе трубы и бетонные плиты, технику, оборудование для строительства буровых вышек, — рассказывает начальник Ленского отделения управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Александр Ван. — Мы распределяем грузы прежде всего по их вовлечению в производство. Дешевле, конечно, доставлять материалы сначала по воде, но мы планируем начать выполнять работы в зимний период, так что ждать начала навигации нет смысла. Будем использовать зимник и силами подрядных организаций доставлять необходимые грузы на объекты.

Опасности трассы

Водители говорят: чтобы снизить риски, на зимник стараются выпускать полноприводные тягачи с цепями на колесах. На трассе есть только спутниковая связь, машины ею обеспечены. Главный враг дальнобойщиков в этих краях — это лютые морозы, в низинах давит до минус 60. Даже элементарная поломка может привести к большим проблемам. В тайге нет мастерских, поэтому готовятся к дороге очень тщательно. Тем не менее каждую зиму случаются какие-то ЧП. Основная причина — выход на зимник до официального его открытия. Чаяндинским колоннам это не грозит, все грузы газовики отправляют своевременно. Кстати, зимой в тайге одной угрозой меньше — медведи в это время спят. Еще один плюс для водителей: примерно каждые 200 километров на дороге есть пункты обогрева, где можно поесть горячего. Ночуют шоферы в машинах.

Главный враг дальнобойщиков — лютые морозы, до минус 60. Зато зимой в тайге одной угрозой меньше — медведи в это время спят.

— Закрывается зимник в начале апреля. Мы планируем организовать за этот период около пяти тысяч машино-рейсов. Требуется минимум три дня, чтобы добраться до месторождения — в зависимости от погоды и состояния дороги. Бывает, и неделя уходит. Зимник пока ненатоптанный. Самые лучшие условия — это февраль-март, — продолжает представитель ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Александр Ван. — Сегодня в Усть-Куте сконцентрирована часть техники для разработки карьеров на Чаянде. В этих карьерах будут добывать грунт для отсыпки внутрипромысловой дороги круглогодичного использования. Сейчас там действует только зимник. Планируется извлечь четыре с половиной миллиона кубометров грунта, что позволит до 2017 года построить дорогу длиной 152 километра. Она жизненно необходима для освоения и эксплуатации месторождения. В 2015 году мы планируем силами подрядных организаций задействовать на перевозке грузов около 3000 человек и около 2000 единиц техники. В эту цифру включены силы, которые будут выполнять работы по рубке леса и перемещению грунта.

Все по полочкам

Для удобства приемки, размещения и отправки грузов на месторождение Газпром создал в Усть-Куте единый логистический центр. Задача его сотрудников — отслеживать поступление техники, оборудования и материалов от поставщиков со всей страны и своевременно отгружать их по местам временного хранения, а также отправлять к строительным площадкам. К слову, Осетровский ЛДК, откуда отправляется первая зимняя колонна на Чаянду, это не единственный в Усть-Куте пункт складирования и отправки грузов для нужд месторождения. Большую работу в этом направлении газовики ведут и с Осетровским речным портом, который располагает внушительными площадями для хранения грузов, а также собственным флотом. В период летней навигации материалы и техника пойдут отсюда до якутского Ленска по воде, чтобы потом быть доставленными на месторождение.

60

тонн — такую массу груженого автопоезда должен выдерживать лед на ледовых переправах

— Сейчас идет договорная кампания, как у генподрядчиков, так и у нас. При этом мы уже отрабатываем взаимодействие с представителями Газпрома, провели подготовку мощностей и территории, — говорит председатель совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадий Лавров. — В прошлую навигацию мы подготовили площади для приемки и хранения трубной продукции, дорожных плит, железобетонных изделий, чтобы вести накопления в межнавигационный период и потом отгружать на флот в следующем году. Сейчас грузопоток у нас составляет 600—800 тысяч тонн в год. Проект «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского месторождения обещают увеличить наш грузопоток на миллион тонн в год в течение ближайших пяти-семи лет, когда настанет пик строительства трубопровода. Сегодня у нас в период навигации задействованы порядка 700 человек. Если объем груза пойдет согласно планам, то нужно будет существенно увеличить коллектив, занятый на перегрузке и доставке, — раза в полтора-два.

Пока мы беседовали с участниками транспортной цепи Усть-Кут — Чаянда, водители большегрузов разбежались по машинам. Это значит, что к дороге все готово, остается ждать команды на отправку. Еще несколько минут — и выстроенная в колонну тяжелая техника организованно тронулась в путь, оставляя позади густые клубы дыма, мгновенно растворяющегося в морозном сибирском воздухе. Так было положено начало очередному этапу обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.

Возрастная категория материалов: 18+