• Умберто Эко. Фото: liveinternet.ru
  • Хелен Филдинг. Фото: moviez.su
  • Кип Торн. Фото: expert.ru

 УМБЕРТО ЭКО

«Нулевой номер»: пресса, которую мы потеряли

«Первый роман Умберто Эко, который можно читать в метро», — такую характеристику получила работа одного из самых почитаемых и читаемых авторов современности, и на девятом десятке продолжающем удивлять читателя свежестью идей. Создатель «Маятника Фуко» и «Имени Розы» на этот раз обходится без традиционных путешествий в Средневековье. Эту эпоху Эко исследовал подробнее, чем многие историки. «Чтению в метро» помогает и совсем уж необычная для итальянца линейность повествования, хотя, конечно, в случае с каким-либо другим писателем сюжет «Нулевого номера» показался бы неоднозначным и многослойным.

Роман, который вот-вот появится на прилавках, рассказывает о газетной кухне, которая широкому читателю известна как раз по книгам и фильмам и потому для каждого своя. Старый шутник и загадочник, Эко на этот раз чуть ли не пытается продемонстрировать, что бывает, когда нишу Дэна Брауна и ему подобных «срывателей покровов» временно (но полноправно) занимает автор, при жизни обеспечивший себе место в истории литературы. Список навыков итальянского литератора уступает по длине только списку его регалий, и потому книга о политике, заговорах и формировании общественного сознания, которым можно управлять, способна стать и бестселлером, и жемчужиной литературы. Причем одно другому не мешает.

Речь в книге пойдет о создании ангажированной итальянской газеты под названием «Завтра» (и какое еще название может носить издание, которому не суждено увидеть свет!) на деньги малопонятной личности, подозрительно напоминающей господина Берлускони. На дворе 90-е. Эко намерен еще раз продемонстрировать, во что превращается журналистика на службе политике, да так, что тот на время вообще перестанет доверять средствам массовой информации. Помимо этого «Нулевой номер» полон исторических вольностей, окрашивающих XX век в совершенно новые краски. Всерьез увлекающиеся изучением событий того времени читатели сами не заметят, как вступят с рассказчиком в жаркий, хоть и невидимый спор. Роман перевела на русский язык Елена Костюкович. Для российских поклонников творчества Эко это имя значит, что роман нужно караулить, покупать и читать.

ХЕЛЕН ФИЛДИНГ

 «Как отказать красивому мужчине»: от создателя романа

На обложках таких книг обычно пишут «От создателя романа...», потому что в свое время герой многократно превзошел автора по популярности, благодаря чему только он аудитории и запомнился. Спрашивая знакомых, кто же написал знаменитый «Дневник Бриджет Джонс», вы вряд ли услышите стройный хор правильных или хотя бы уверенных ответов. Британская писательница Хелен Филдинг с конца прошлого века обитает в тени славы придуманной ею героини и, надо сказать, прекрасно себя там чувствует. Неоднократно экранизированная и обласканная критиками Джонс давно отправилась в некое самостоятельное плавание (хотя автор и не позволяет себе расстаться с ней окончательно), сейчас — время новых героинь. 

Впрочем, Оливию Джоулз очень уж новой не назовешь — первая книга о ней вышла в свет в 2003 году. Со знаменитой предшественницей этого персонажа объединяет не только явно рифмующаяся фамилия, но и отношение к окружающей действительности. К середине книги читатель обнаружит, что снова оказался в центре коварного заговора, способного подорвать устои мирного общества. Что поделать — шпиономания охватила не только кинематографические, но и писательские умы. Джоулз, конечно, «ведет колонку в глянцевом журнале», а потому местами выглядит и поступает совсем как Кэрри Брэдшоу, если вы понимаете, о чем я.

Под рукой оказывается непременный обаятельный француз, но гулять с ним под луной нельзя, равно как и спать или планировать свадьбу: дух профессионализма берет свое и бедной девушке вместо романтической истории предстоит черт знает что. Филдинг не была бы самой собой, если бы в книге не нашлось место многочисленным поводам посмеяться, в том числе и над собой. Ну и вообще — в этом году мы только и видим, как кто-нибудь спасает мир, почему бы красивой женщине не сделать это в одиночку?

КИП ТОРН

«Интерстеллар. Наука за кадром»: исповедь консультанта

По некоторым данным, знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» изначально носил название «Консультант с копытом». Ученый Кип Торн, конечно, не настолько демоническая сущность, как Воланд, однако они на пару со Стивеном Хокингом положили немало сил на то, чтобы хотя бы уравновесить популярность науки и религии в современном мире. Черные дыры, кротовые норы, планеты, один час на которых равен годам на Земле — все это читатель имел удовольствие наблюдать в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар», взбудоражившем немало умов в прошлом году.

После премьеры на режиссера и сценариста посыпались упреки в псевдонаучности сделанной ими картины. Братья Ноланы залезли на поле science fiction, на котором нельзя уже просто взять и сказать «мы включили гипердвигатель» или «просыпаться после гиперсна было тяжело». Торн задался задачей объяснить обществу, что не просто так получал бумажки с портретами президентов за свои консультации. Книга расскажет, что научная подоплека «Интерстеллара» гораздо солиднее, чем это может показаться, а кажущееся отсутствие здравого смысла в сюжете — малая толика сюрпризов, которые может преподнести Вселенная при более детальном ее изучении.

Для наглядности издание снабжено парой сотен иллюстраций — мудреные физические теории лучше сопровождать визуальными вспомогательными материалами. Главная мысль книги Торна — реальность впечатляет гораздо больше, чем любой вымысел, на который способно человеческое воображение. При этом автор знает, как завлечь читателя. В очередной раз убедиться в этом скоро представится возможность.