Нет, без приятных глазу деталей, конечно, не обошлось ­  — чего стоит только сиюминутное появление бандитской физиономии Пола Беттани, которого по такому  случаю даже не стали упоминать в титрах. То есть, "вы, возможно, обознались". Или, к примеру, замечательная сцена импровизированного суда, который  устраивают отмороженные лондонские гангстеры над чужаком, решившимся  провернуть дело на их территории. Или старый добрый Чазз Пальминтери в роли  парламентера американских гангстеров, персонаж которого, впрочем, к концу  фильма совершенно утратил всяческую значимость. Однако мелочи расставлены по сюжету со слишком уж бросающейся в глаза небрежностью ­  — внимание зрителя  постоянно приковано к двум братьям, Реджи и Рону Креям, которые на самом деле существовали, а один даже дожил до XXI века. О всех предыдущих опытах по киновоплощению близнецов одним человеком можно забыть  — ­ "Легенда" в этом плане является бесспорным шедевром.

В это непросто поверить, ведь два персонажа одного актера большую часть экранного времени одновременно присутствуют в кадре. Тем не менее, ко второй четверти картины зритель уже не вспоминает о том, что перед ним Том Харди и  Том Харди. Хитрец­-британец намеренно играет Реджи в привычном нам темпе ­ — этот его герой мало чем отличается от персонажей "Самого пьяного округа в мире"  или "Общака", разве что с женщинами более разговорчив. Зато в образе Рона актер отрывается по полной, создавая на экране опасного, непредсказуемого и далекого от адекватности человека, психика которого быстро становится общей проблемой всех, с кем он связан. Парадоксально, но близнецы в "Легенде" абсолютно условны,  будучи совершенно непохожими внешне и поведенчески. Хелгеленд возводит эту  разницу в культ, а потому реальность вокруг братьев создается и разрушается ими самими ­ и о значимости прочих персонажей и речи быть не может. 

В результате в самих братьев поверить гораздо проще, чем в то, что происходит  вокруг них. Криминальная империя растет и ширится сама по себе, причем вообразить ее масштабы решительно невозможно ­  — мало того, что в 60-­е бандиты с  гордостью оперировали денежными суммами в две тысячи долларов или фунтов, а  100 таких тысяч считались солидным состоянием. Дело еще и в другом: в "Легенде" сведены до минимума такие неотъемлемые атрибуты гангстерского боевика, как  конкуренция и закон. Враждебные группировки исчезают из поля зрения в самом начале истории, получив напоследок молотком по голове от Рона и пинком по заду от Реджи. Полиция занята тем, что днем с утра до ночи катается на дурацком  автомобильчике за тем братом, который более здоров психически, да показательно  вешает их фотографии на доску в участке, причем несколько раз. Американские гангстеры намекают, намекают, но этим и ограничиваются ­ — ни тебе войны, ни тебе  маневров. Банда, которой по статусу полагается "держать в страхе весь Лондон", состоит из десятка парней, причем двое из них ­ всего лишь друзья сердца Рона, который в жизни был психом-­бисексуалом, а в картине стал психом­-гомосексуалистом.

Нетрадиционная сексуальная ориентация, кстати, в фильме неоднократно становится объектом для веселья: Хелгеленд помнит, что снимает о прошлом веке  и не боится вероятного остракизма. Впрочем, отношения здесь тоже отодвинуты на третий план, хотя в качестве рассказчика истории выступает Френсис, жена Реджи,­ и играющая эту роль Эмили Браунинг довольно много времени проводит на экране. Постановщик вяло пытается устроить столкновение между чувствами и  делом в духе Скорсезе, однако быстро от этого устает ­ и уже к середине картины главная женская роль превращается в несчастную дамочку, глотающую таблетки и раздражающую этим и мужа, и зрителей. Тем временем братья Креи начинают водить знакомства с членами Палаты лордов, а как это произошло ­ понятно так и не становится. Оттого никакого "обрушения криминальной империи" зритель в  конце не увидит ­  — просто не очень хорошо закончившуюся историю двух братцев,  один из которых постоянно злоупотреблял любовью и верностью другого и не  принимал лекарства вовремя.

Стоит добавить, что визуально 60-­е годы в фильме Хелгеленда больше напоминают какие-­нибудь 20-­е, а улицы часто похожи на не самый дорогой павильон. Впрочем, все недостатки, включая удивительную для рейтинга 18+ скупость на сцены насилия (выстрелы в "Легенде", например, звучат не более пяти раз), зритель отмечает уже после просмотра — настолько убедителен Харди. Созданные им герои войдут в историю, даже если самому фильму в ней места не  найдется —­ для этого они достаточно сильны, решительны и безумны, наделены способностью говорить афоризмами и вызывать искренний восторженный хохот в зрительном зале. Это в очередной раз напоминает нам о том, что фильм снят скорее сценаристом, чем режиссером, ­и "Оскара" за второй вид деятельности Хелгеленду явно не видать. "Легенда" же мгновенно приобрела статус картины, которую как минимум стоит пересмотреть, ­уже совсем не отвлекаясь на суть происходящего.

Возрастная категория материалов: 18+