Сегодня албазинская пенсионерка Надежда Иванова совмещает две кардинально противоположные должности. Она — председатель Совета местных депутатов и церковный староста. На политической стезе женщина добивается, чтобы в ее родное село начали возвращаться люди, ну а в свободное от работы время ведет духовную жизнь. В небольшом деревянном храме Надежда Федоровна знает каждый уголок — эту церковь они с мужем построили на собственные деньги.

— Я родилась и выросла в Албазине, — вспоминает Надежда Иванова. — Моя мама — верующая, хотя и коммунистка. Иконы прятала в шкафчик. Мама рассказывала, что раньше в селе были две большие церкви: Свято-Троицкий храм возле заставы и Свято-Никольский, вместе с казачьим кладбищем, на территории нынешнего клуба. Мама вспоминала, какие здесь были гулянья на Рождество и Пасху. Я, конечно, этого не помнила и. как все наше поколение, росла безбожницей. Советская власть нас воспитывала атеистами. Бегала в клуб на танцы, можно сказать, сама плясала на костях. Хотя смутно, но помню одно знамение. Свято-Никольскую церковь разобрали на бревна и сделали из них электростанцию на другом конце села. В грозу молния пронзила это место — станция сгорела как свечка. 

1200

человек проживали в Албазине в 80-х годах прошлого века, 390 живут здесь сегодня

В середине 90-х Надежда с мужем поехали к сыну в Красноярск. Там зашли в церковь. «Ко мне пришла такая благодать, радость в душе, — продолжает женщина. — Мы с Михаилом решили покреститься. Домой приехали, а у нас даже места нет, где можно свечку поставить, молитву прочитать. Как же так — жить без церкви?! И решили строить церковь в родном краю. Миша у меня хозяйственник, долгое время возглавлял совхоз.

Но это оказалось непросто. После многочисленных запросов в областную администрацию выделили место под строительство в конце села. А Надежде и Михаилу хотелось, чтобы церковь стояла возле Албазинского острога и ее было видно с Амура. Но этот участок земли примыкал к памятнику истории федерального значения. Писали запросы в Министерство культуры РФ и другие инстанции и, наконец, в 1997 году строительство храма началось. Сколько вложили средств, Надежда Иванова распространяться не любит. Только обмолвилась, что брали большой кредит на строительство, нанимали бригаду рабочих, а материалы искали по всей области.

— Время тогда было сложное, кризис шел за кризисом, все вокруг разваливалось, денег у народа не было, — делится жительница Албазина. — Вера только-только возрождаться начала, не было богатых приходов и пожертвований. Тем не менее строили всем миром. Проект здания разрабатывали сами, хотя основных православных канонов-то и не знали. Кое-что подсказывали местные жители. Изначально задумывали небольшое помещение, часовню, но в процессе здание расширялось. Помогал строить и отец Игнатий (Чигвинцев), теперь настоятель Магдагачинского и Албазинского приходов монах Аркадий. Окна и двери делали мастера по дереву, заключенные из Тахтамыгды. А железо на купола собирали по всему селу. Сами мастерили в местной кузне, а затем красили их в небесный цвет. По окончании работ я передала все права и документы в епархию.

Время тогда было сложное, вера только-только возрождаться начала, но мы строили храм всем миром

В декабре 2000 года в церкви была проведена первая служба. Сегодня это место паломничества. В августе, на день основания села и день прибытия на эту землю дальневосточной чудотворной Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», здесь собирается немало верующих.

— Пять лет назад ушел из жизни мой муж, с которым мы прожили больше сорока лет, —признается Надежда Федоровна. — Но я не сдалась. Царица Небесная нам помогает. Присутствие Албазинской Божией Матери чувствуется на этой земле. Приезжают паломники, рассказывают о своем горе, просят здоровья и разрешения больших проблем, а через пару лет говорят, что жизнь наладилась.

Матушку Царицу Небесную видят в местном клубе

Сейчас пенсионерка борется за то, чтобы помещение клуба, который стоит на месте кладбища казаков-первопроходцев и Свято-Никольского храма, передать церкви. Клуб обустроить в другом месте, а здесь основать монастырь. «Пять лет назад Матушку Царицу Небесную видели на территории клуба. Женщина в длинном белом платье стояла на крыльце и махала рукой, — добавляет Надежда Иванова. — Здесь, в пустых комнатах, частенько слышат ее легкие шаги. Несколько раз люди фотографировались на праздниках, а на заднем фоне получалось белое пятно. Но это никого не пугает — наша покровительница с нами, она нас защищает и помогает. Попомните мои слова: Албазино еще будет процветать, но для этого нам надо возрождать производство и строить новые дома. Чтобы люди на эту святую землю жить переезжали».

Возрастная категория материалов: 18+