Непростое зрелище с понятными ограничениями по возрасту и не только выигрывает главным образом за счет Константина Хабенского в главной роли и Юрия Быкова в кресле режиссера. Сложно представить другого современного отечественного актера в роли бородатого психопата, не расстающегося с коньячной фляжкой, однако способного не только мыслить как преступник, но и заставлять его действовать. Хабенский старательно прячется от зрительских глаз всю пилотную серию, зато во второй развлекается как может — за несчастные сорок минут Меглин, подогретый алкоголем, успевает показать себя с самых разных неблаговидных сторон. Это потом аудитория понимает, что хватать малознакомых женщин за голые ноги и купаться в фонтане в плаще и кепке — всего лишь следственные мероприятия, нацеленные на стопроцентный результат. Сам актер перед премьерой характеризовал своего героя как «крысу, которую натравливают на других крыс» и вполне при этом отдавал отчет жесткости аналогии. 

Быков, в свою очередь, продолжает забавляться совмещением стандартного российского мэйнстрима и авторского кино. Став своеобразным голосом недовольной существующим в стране положением дел части общества после выхода фильма «Дурак», постановщик тут же принял участие в работе над «Елками 1914», а затем вернулся на телевидение. Три года назад Быков снимал сериал «Инкассаторы», одну из главных ролей в котором сыграла Елена Лядова — в общем, тут тот еще коктейль. Из «Дурака» в «Метод» перекочевал Кирилл Полухин, который помогает придать началу сериала атмосферу, подобную «Настоящему детективу». Примечательно, что рядом с ним в кадре сидит сам режиссер. Собственно, стремление Быкова равняться на лучшие западные криминальные сериалы последних лет очевидно. Другое дело, что менее заметными мазками он изображает ту самую Россию, в которой от криков о помощи шарахаются, а преступников не видят у себя под носом. Вообще у проекта разноголосо говорящее название — это и режиссерский метод в том числе.

Вторая главная роль досталась Паулине Андреевой, которая раньше отметилась участием в сериалах «Оттепель» и «Григорий Р.», а буквально через две недели поразит зрителя откровенностью сцен в «Саранче». В той же «Оттепели» снималась Евгения Брик, которая в первую очередь приходит на ум при первом появлении выпускницы юрфака со странным именем Есеня. Андреева, которой в отдельных моментах удается проявлять чудеса естественности, по большей части является двойным стажером: пока ее героиня учится у Меглина, сама актриса учится у Хабенского и результатов придется подождать. Криминальному сериалу она необходима, как Ватсон, оттеняющий странности и причуды Холмса: в данном случае великий сыщик находит время для неких отцовских чувств, так что все несколько сложнее. Есения к тому же вписывается в иерархическую схему сценария:  есть маньяки на каждую серию, есть маньяк, который надсмехается над специалистом по его поимке, и, наконец, есть еще один убийца. 15 лет назад он лишил жизни мать девушки, так что парочке следователей есть чем заняться в свободное время.

Быков, пытаясь по традиции взять лучшее от многого, то погружает нас в краски «Города грехов» и «Списка Шиндлера», то вспышками оживляет мертвецов, то тасует флэшбэки, которые, впрочем, не дают зрителю в себе запутаться. В разных сериях он использует разные приемы. В пилотной, к примеру, убийца (в неудачном исполнении Александра Цекало) вообще не заставляет себя искать, потом будет маньяк, которого  приходится искать среди своих, дальше — группа: жизнь и фантазия в данной сфере способны творить чудеса. Любовная линия в первых сериях обозначается несколькими штрихами. Это означает, что в дальнейшем главной героине предстоит окончательно увязнуть в чувствах, которые ранее были ей не особенно интересны: объектами станут не только ужасающий в своем безобразии Меглин, но и парочка сокурсников. Наверняка, кто-то из последних впоследствии примется маньячить: обычное дело для сюжетов подобного рода.

Проваливаясь в деталях (это связано в первую очередь с отсутствием должного опыта), «Метод» берет свое в главном: действие сериала действительно является действием. Бесконечные диалоги в четырех стенках из стандартных сериалов «про ментов» отброшены за ненадобностью:  персонажи все время заняты делом, а декорации стремительно меняются, приближая происходящее на экране к действительности. Развитие героев тоже обещает быть интересным: очень хотелось бы побыстрее увидеть трансформацию главной героини из комплексующей и самовлюбленной девицы в знающего профессионала, пусть и в таком нелегком деле, как поддержка безумца на страже порядка. Сам-то Меглин, понятное дело, преподнесет нам еще немало сюрпризов и фокусов, и есть вероятность, что жалеть его мы будем меньше, чем бояться. Будут и другие известные актеры — дайте срок — а в общем и целом осень 2015-го вновь радует нас уверенным шагом вперед на российском телевидении. Недолго нам ждать и недолго догонять.

Возрастная категория материалов: 18+