Не угробить ближнего — на грани подвига и самоотверженности. Фото: static.headline.kzНе угробить ближнего — на грани подвига и самоотверженности. Фото: static.headline.kz

Судьба бобслеиста

Выходные — время шопинга и развлечений. Торгово-развлекательный центр «Острова» — любимое место отдыха горожан. На автобусной остановке народу как никогда. Опять же Новый год на носу — всем нужны подарки, игрушки, елки и украшения. Настроение праздничное, хотя до привычного оливье еще почти три недели. Однако в минувшее воскресенье чуть не поседел. Приподнятое настроение в одно мгновение иссякло.

Банда мальчишек, максимум класс второй-третий, в ожидании автобуса устроила веселую возню в двух метрах от проезжей части. Тут же граждане ожидающие. Потенциальных пассажиров человек 20, все ждут 36‑й. Люди кутаются в воротники — морозно, и только этим мальчишкам, кажется, нипочем. Визжат, толкаются, скользят. Накануне еще жалкая пародия на снегопад состоялась. Метель не ахти какая, но для разгона достаточно.

Я к остановке только подходил, когда увидел, как мальчишка — метр с кепкой — на дорогу вылетал. Товарищ его толкнул, а тот — прямо на заднице поперек движения машин. Как с горки на санках. Летел со скоростью хорошего бобслеиста. Остановился только посредине проезжей части. Опытные автомобилисты хорошо знают, какова интенсивность движения на улице Мухина в выходной день. Там, бывает, не протолкнуться. И этот мальчишка — прямо под колеса…

Не знаю, какие слова вспомнил в тот момент водитель старенького битого «жигуленка», невесть откуда нарисовавшегося в нашем презентабельном городе. Скорее всего, приехал за покупками из окрестной деревушки и едва не попал в криминальную историю с одним виноватым. Мастерски вырулил в самый последний момент, едва не шоркнув колесами ноги перепуганного пацана. При этом сам водитель умудрился не вылететь на встречную полосу и избежать столкновения с позади идущими автомобилями.

Большая беда начинается с маленькой небрежности.

Все произошло настолько молниеносно, что многочисленные свидетели даже отреагировать не смогли. Куча взрослых людей стояли, открыв рты, не веря в сверхъестественное везение маленького непоседы. Эта история невероятна и, кажется, не может быть просто счастливой случайностью. По всем законам жанра криминальная хроника должна была пополниться очередной детской трагедией.

Даже задави этого ребенка, водитель не мог нести ответственности за случившееся. Он однозначно мог стать только жертвой обстоятельств, но никак не фигурантом уголовного дела. И все же врагу не пожелаешь оказаться на его месте в столь критический момент. Здесь мало хорошей реакции и многолетнего опыта. Пацана спасло только отсутствие высокой скорости да еще простая человеческая ответственность за чужую жизнь. Не очень распространенное качество в современной системе ценностей. Все больше в почете «Еду как могу!», «Не учите меня жить!», «На себя посмотри!» и так далее.

Мне кажется, в наше время такого водителя надо показывать на Доске почета, награждать ценными подарками и медалью «За спасение жизни». Потому что остаться невиновным в аварии — это одно, а не угробить ближнего — совсем другое. Это подвиг на грани самоотверженности. А еще риск для собственной жизни. Появись в тот момент на дороге какой‑нибудь автохулиган — и последние дни битого старого «жигуленка» могли быть сочтены.

Мертвые стерпят

После случившегося горемычный водитель припарковался возле остановки и долго смотрел вперед остекленевшим взглядом. Сквозь лобовое стекло было видно, как побелели его пальцы, вцепившиеся в руль. Кажется, было слышно, как шевелятся под шапками многочисленных свидетелей волосы.

Перепуганные мальчишки подхватили своего незадачливого товарища под руки, наспех отряхнули и, опомнившись, рванули наутек. Чья‑то мать в этот день не пролила слезы, чей‑то отец, а может, уже и дед поблагодарил господа за помощь в трудный момент. За то, что не дал превратиться в убийцу поневоле, за то, что избавил от душевных мук до конца своей жизни.

Любая подобная ситуация сегодня, как калька, накладывается на жуткую трагедию, случившуюся на Новотроицком шоссе. Четыре свежие могилы на погосте, несколько душ, изувеченных физически и духовно. Следствие разрывается между поиском виновных. С одной стороны, есть бестолковый молодой гонщик, а с другой — не пропустивший его водитель. Кто виноват в этой ситуации больше? Для меня однозначно — любитель скорости. Это сейчас все можно списать на невнимательность погибшего оппонента, посетовать на его самоуверенность или неадекватность. Тем более что мертвые все стерпят.

Я бы мог понять многое, если бы меня каждый день не пытались задавить на пешеходном переходе.

Однако в следующий раз под капот этого горе-шумахера влетит непутевый мальчишка, который не оканчивал курсы вождения, не сдавал на права, а школьный курс «Правил уличного движения» проспал со всей своей детской непосредственностью. Мало того, он окажется на дороге даже не по своей вине, а по воле разбаловавшихся одноклассников. Можно быть хоть трижды докой и членом школьной дружины юных инспекторов движения, но если тебя толкнули по снежному накату, то будешь лететь навстречу судьбе со скоростью хорошего бобслеиста.

Я не знаю, сколько еще должно произойти таких несостоявшихся трагедий, чтобы город в очередной раз всколыхнула реальная беда. Сколько можно играть в демократию с чужими судьбами, руководствуясь правилами человеколюбия и всепрощения. Я бы мог понять многое, если бы меня каждый день не пытались задавить на пешеходном переходе. С работы и на работу хожу пешком, пять километров в одну сторону. За это время успеваю пересечь с десяток оживленных перекрестков и, прежде чем ступить на «зебру», убеждаюсь в отсутствии потенциальной опасности.

Точнее, пытаюсь убедиться — и очень часто не могу сделать этого. Летят как потерпевшие, невзирая на светофоры и наличие людей. В лучшем случае машины останавливают прямо на бело-полосатой разметке. Ладно, я молодой, могу обойти, могу отпрыгнуть в сторону, отбежать или, напротив, — ускориться. Но ведь есть еще пожилые и немощные, которым трудно совершить скоростной маневр.

Я мог бы понять многое: и отсутствие достаточного количества инспекторов, и слабую оснащенность патрульных экипажей, и, в конце концов, финансовый кризис. Однако, приезжая в отпуск в родной сибирский город Ангарск, первую неделю чувствую себя инопланетянином. Я еще двух метров не дошел до края тротуара, не говоря уже о выходе на пешеходный переход, а весь поток машин останавливается как вкопанный, точно на жирной линии остановки. Прямо даже неудобно становится перед людьми.

В сверхоживленном Иркутске проезжая часть моментально замирает, стоит выйти на дорогу старенькой бабушке. А ведь в одном государстве живем, один кризис мыкаем. Любая большая беда начинается с маленькой небрежности. Пока на амурских дорогах можно будет немножко «шалить» и «не слушаться», гибель людей не прекратится. Мертвые, конечно, стерпят, но нам догонять этот «автобус» ни к чему.

Возрастная категория материалов: 18+