К ПУТИНУ НЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ

Как пошутил кто-то из коллег по этому поводу: попали в зону молчания. Не помогли ни говорящие плакаты,  ни национальные костюмы…. Чтобы получить возможность спросить главу государства, журналисты заранее готовятся и соревнуются в умении привлечь внимание. У одних таблички с названиями городов, изданий,  призывами  и  цифрами. Другие надевают яркие костюмы и головные уборы. Например, ханты-мансийский журналист пришел на пресс-конференцию в одежде оленевода.

 3

часа 7 минут длилась 11-я в карьере Владимира Путина пресс-конференция 

К слову, о плакатах.  Я уже прилетела в Москву, а неравнодушные амурчане все слали и слали мне СМС с идеями — что можно написать или нарисовать, чтобы обратить на себя внимание. Коллеги информационно-аналитического издания  «Советник президента» посоветовали выбрать два варианта: на одном плакате написать «Спасибо» (возможно, пресс-секретарь клюнет и даст слово, чтобы узнать за что), а на другом  нарисовать  пограничный столб — идею мне подбросили сотрудники амурского погрануправления ФСБ. Как  ее воплощали, это отдельная история. Распечатать на цветном принтере картинку не получилось из-за сбоя интернета (и в столице, оказывается, такое тоже бывает). Ну не идти же на встречу к Путину с пустыми руками?! Уже ночью оформить плакаты подручными средствами мне помогли Левон Дилбарян из Армении, Теа Кобалиа из Грузии и бывшая сотрудница АП, а сегодня москвичка Татьяна Холкина. Можно сказать, интернациональное творчество.

Утром крепкий кофе. Полуторачасовая пробежка по Москве с тремя пересадками на метро и я на месте — в здании Центра международной торговли на Краснопресненской набережной. К удивлению, сумочку мою никто не осматривал, сотовые телефоны отдавать охране не пришлось, как было во время визита к президенту Белоруссии Лукашенко в  прошлом году.

47

вопросов задали Путину 32 журналиста российских и зарубежных СМИ

—  Да, у Путина все более демократично. Нам есть с чем сравнивать — мы были на пресс-конференции у Дмитрия Медведева, — делились впечатлением телевизионщики. —  Там нас всех сначала собрали  в ФСО и основательно проверили, потом проинструктировали, посадили в автобусы и отвезли в Сколково, где по периметру ходили военные с собаками. Потом завели всех нас в помещение и после встречи, пока Медведев проходил экскурсию, никого не выпускали… А здесь проверка такая, словно ты в аэропорт зашел. 

ПЕРВЫЕ РЯДЫ ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ

Час ожидания в кулуарах многие использовали с пользой для дела. Наконец, запускают в конференц-зал. Увы, практически все первые ряды ангажированы московскими и федеральными СМИ — лежат таблички «занято» или «заказано». Сажусь сразу возле прохода, как посоветовали бывалые «путинцы». Впереди через пару рядов от меня — Ксения Собчак в черно-белом полосатом платье. Не заметила, как пролетели почти три часа. Практически все это время я просидела с поднятыми вверх руками. По ходу пресс-конференции написала еще на листе «Дальний Восток», потом еще «Амурская правда».  Поднимала их и поочередно, и вместе. В ракурс Пескова попадала не раз, но увы…

В 14.55 Путин предложил «потихонечку сворачиваться».  Журналисты еще больше активизировались, стали привлекать к себе внимание криками с мест типа: «Дайте слово Таймыру…» или «Урал, Урал…»  «Дальний Восток» — добавила и я ноту в общий хор. Песков, он стоял как раз с нашей стороны, услышал, но не отреагировал. «Дальний Восток нынче не в тренде», — с улыбкой заметил журналист одного из региональных филиалов ВГТРК, пока президент рассуждал о Севастополе.

Но с этим я не могу согласиться. Владимир Путин несколько раз упоминал о Дальнем Востоке в позитивном контексте. Отметил, что «рост промышленного производства составил 3,7 процента. Улучшается и ситуация в сельском хозяйстве, увеличился урожай. Устойчивая ситуация наблюдается на рынке труда, уровень безработицы составляет чуть более 5 процентов». Вспоминал и Владивосток, и космодром Восточный. Пообещал помочь журналисту РБК Соколову, который, по словам его коллег, необоснованно попал под уголовное преследование — поплатился за свои коррупционные расследования по строительству Восточного. 

ЧТО ХОТЕЛА СПРОСИТЬ СОБЧАК 

До рекорда семилетней давности ВВП недотянул 1 час 33 минуты. «Это закончить невозможно, это можно только прекратить», — подытожил президент встречу неожиданно для журналистов и, попрощавшись, ушел. И СМИшники ринулись брать друг у друга комментарии.

У хабаровчанки Татьяны Седых левая нога ампутирована до колена. Но это не помешало ей приехать на встречу к президенту уже третий раз.

— У меня было 6 вопросов, хотела еще по пенсиям дополнение сделать, но… Летим сюда за тысячи километров, а вопрос задать не можем, — не скрывала разочарование тем, что Дальний Восток обошли вниманием, журналист из порта Ванино Хабаровского края.  — Только один раз  в 2013 году мне удалось спросить Путина. С первого ряда кто-то встал, я подошла и спросила: «Ребята можно присесть?» Они посмотрели, что я на костылях, стыдно было отказать. Тогда я прямо напротив президента сидела.

У Ксении Собчак, которая упорно поднимала руку, я поинтересовалась: что она хотела спросить у Путина.

— Я не услышала ответа на острый вопрос журналиста по генпрокурору Чайке, — ответила известная журналистка.  

— Как? Президент же сказал, что нужно проверить, действительно ли дети Чайки  нарушили закон, есть ли в работе генпрокурора элементы, связанные с конфликтом интересов, а еще «очистить возможные составляющие сведений, появляющихся в интернете», — уточнила я.

— И вы считаете, что это достойный ответ?! — парировала Собчак. 

— Я приезжаю на большую пресс-конференцию уже четвертый раз и очень внимательно, в отличие от некоторых журналистов, слушаю ответы на все вопросы, анализирую их и каждый раз нахожу что-то важное для себя, — высказал свое мнение заместитель главного редактора независимого еженедельника «Час пик» из Свердловской области Алексей Герасимов. — Кто-то считает, что в словах президента мало конкретики. Но на то он и президент, чтобы о каких-то глобальных вещах говорить, которые указывают  векторы дальнейшего развития нашей страны. Смотрите, какие Путин дал ответы по Турции, по Египту… Очень качественные, на мой взгляд. Конечно, есть вопросы, ответы на которые заведомо известны. Например, вопрос по Севастополю, в том числе по кортикам. С одной стороны, он важный, но с другой стороны, был беспроигрышный. Конечно, я тоже отметил суженую географию: от Урала до Дальнего Востока ни одного вопроса не прозвучало.

По мнению журналистов, в сложной для России политической ситуации президент решил сделать акцент и прокомментировать мировые проблемы. Поэтому региональные проблемы хоть и были озвучены, но не стали главными на пресс-концеренции-2015.