Идея, изначально казавшаяся более чем избитой, в руках сценаристов и режиссеров Disney получила неожиданную и свежую интерпретацию. Казалось бы, кого сегодня можно удивить рисованными говорящими зверями. Однако в «Зверополисе» они удивительным образом объединяются в живую, работающую и к тому же местами крайне забавную общность. В менее чем двухчасовой хронометраж создатели мультфильма умудрились поместить все на свете: здесь есть и большая политика, и организованная преступность, и самые разные социальные проблемы, от трудностей личности до уязвимости меньшинства. Непостижимо, но действие, главными героями которого являются одетые звери, наделенные интеллектом, авторы выстраивают, не забывая о логике. В первую очередь они избавляются от людей — допустим, что на планете их никогда и не было, а эволюция вплотную занялась меньшими братьями, не лишая их при этом привычного облика. Поэтому и город показан сложной системой разнообразных климатических зон, которая предоставляет студии восхитительный простор на будущее.

Впрочем, и на старте создатели мультфильма дают себе волю, приходя в очевидный восторг от собственной затеи. «Зверополис» наполнен экспериментами, которые не могут не найти понимания среди детей, а взрослым зрителям напоминают о тех годах, когда вопрос «А что, если?» был для них наиболее актуален. Что, если молодая крольчиха исполнит свою мечту о службе в полиции среди львов, носорогов и быков? Что, если хищники и травоядные будут жить в мире и согласии, вспоминая о борьбе за выживание и естественном отборе, как о пережитке старины? Что, если покупать в слоновьем квартале огромное мороженое и продавать его потом мелкими порциями для грызунов? Таких развлечений мультфильм предоставляет великое множество, благодаря чему не самая хитроумная, но и не самая банальная детективная история превращается в нечто большее. Создатели ленты преспокойно жертвуют стандартным для современной мультипликации изобилием смешного, позволяя себе играть в социальный триллер, пока публика и без шуточек пребывает в умилении от великолепно нарисованной живности.

Сюжет минует фазы одну за другой, постоянно делая реверансы в знакомые стороны: Зверополис с его явной и тайной сторонами можно узнать в великом множестве реальных и вымышленных городов. На экране то «Крестный отец», то «Смертельное оружие», а когда ближе к концу авторы позволяют себе продолжительный и очевидный намек на сериал «Во все тяжкие», у зрителя появляется отчетливое желание внимательно пересмотреть мультфильм, словно перед ним детище Квентина Тарантино. Проект при всем этом сохраняет легкость, благодаря которой детям не придется беспрерывно тормошить родителей с просьбой объяснить тот или иной момент. Жестокость, присущую реальному животному миру, здесь не обходят стороной, но используют со всей возможной аккуратностью, а убедившись, что осторожности соблюдены, внезапно делают одной из основ интриги. Мэр Зверополиса, конечно, лев, а его заместитель — овца, но вся эта история по понятным причинам очень сильно смахивает на басню, а в басне обычно только под конец становится понятно, кто охотник, а кто — жертва на самом деле.

Недаром криминальный авторитет Мистер Биг здесь таков, каков он есть, а громадные медведи у него на побегушках. Ориентируясь на лучших, создатели мультфильма даже лишают главную героиню таких ожидаемых атрибутов истинного охранителя правопорядка: Джуди — отличница полицейской академии, хоть и переживает за население до слез, в первую очередь все-таки нацелена на личный успех. К этому, собственно, ее принуждает и вышестоящее руководство: сначала в надежде на провал, а затем справедливо полагая, что ради себя любимой крольчиха свернет горы, а по ходу и с «глухарями» разберется. Джуди быстро учится обходить бюрократические препоны, обходиться без ордеров, когда это надо, а также использовать противников в своих целях. Кого надо — даже перевербовать получается. Зритель вдруг ловит себя на мысли, что всерьез размышляет о том, как отразится на безупречной репутации зверополисского копа родственная связь с семьей мафиози — и это дорогого стоит. Персонажи ленты — это отдельный плюс, характеры есть даже у второстепенных героев, зато массовка остается массовкой: все честно.

До самых титров, которые будут сопровождаться пением местной звездной певицы Газелли, наделенной голосом Шакиры, мультфильм сохраняет злободневность. Достается и способности современных политиков приспосабливаться к чему угодно, и слепоте Фемиды, и наигранному всеобщему благополучию. На этом фоне особенно выгодно смотрится честная дружба, которая не обходится без взаимных издевок и разбитых коленок, да и начинается, прямо скажем, не с великой обоюдной симпатии. Зато в нужный момент товарищ действительно выручает, не сильно тревожась за собственную шкуру. Добро побеждает, но это путь, полный ошибок и разочарований, а вознаграждение может ждать совсем не там, где полагается. «Зверополис», безусловно, заслуживает продолжения, и не одного, если авторам удастся сохранить этот удивительный баланс. В конце концов, мир, в котором одни животные, смущаясь, оставляют за другими право на нудизм, безупречен в качестве площадки для здоровой сатиры. Что ж, ей не впервые приходить к аудитории в мультипликационном образе.

Возрастная категория материалов: 18+