Фото: Екатерина ГвоздовскаяФото: Екатерина Гвоздовская

Мед утекает в Китай

Самой популярной на выставке оказалась продукция пчеловодов. Из 23 российских участников пятеро — «медовики».

— Ничего удивительного, китайцы наш мед очень уважают, — говорит представитель амурской компании «Медок» Александр Осипов. — Если вы зайдете на сайт «Алибаба», то увидите заводы по изготовлению меда: засыпаешь сахар и воду, а на выходе получаешь готовый продукт. Настоящего меда в Китае мало, поэтому он так ценится.

Впрочем, конкуренции со стороны русских фирм предприниматели тоже не боятся — по их словам, рынок слишком велик, и спроса хватит на всех. «Медок» — молодая компания, которая изначально создавалась для поставок меда в Китай.

— Мы скупаем архаринский мед и продаем его в Хэйхэ, на «Улице русских товаров», — объясняет Александр. — Планируем расширить зону продаж, поэтому и приехали на ярмарку. Такие мероприятия помогают в поиске потенциальных партнеров по продажам. Да и для розничной торговли хорошо: люди увидели нашу продукцию здесь, потом они узнают ее на полке магазина и скорее всего купят.

Стоимость меда после перевозки в Китай вырастает примерно на 30 процентов, что не мешает жителям Поднебесной разбирать баночки и контейнеры. Гостям выставки предложили и другие продукты пчеловодства. «Наибольшей популярностью пользуются прополис в чистом виде и маточное молочко», — уточняют консультанты еще одной экспозиции, амурского дилера пермской компании «Тенториум».

Конфетные перспективы

На втором месте по популярности оказались производители кондитерских изделий. Свою продукцию демонстрировала кондитерская фабрика «Зея», также на выставку приехали несколько индивидуальных предпринимателей: они привезли вафли, печенье, конфеты известных российских фабрик. Ажиотаж вызвали российские конфеты ручной работы из бельгийского шоколада, которые продемонстрировали владельцы благовещенской франшизы компании French Kiss. Выполненные в форме фигурок, они привлекали внимание покупателей. Всем желающим предлагали попробовать конфеты попроще этой же фирмы бесплатно. Пользовались спросом и подарочные наборы этой фирмы. Китайцев не отпугивала цена в 100—130 юаней за коробку с десятком конфет. «Больше всего жителям Поднебесной нравится темный шоколад и орехи», — поделились наблюдениями представители компании French Kiss.

23

экспозиции представила российская бизнес-делегация в Международном торговом центре на острове Большой Хэйхэ

Еще одна пользующаяся спросом группа товаров — косметические средства. На фоне обычного для благовещенца набора шампуней, гелей для душа, кремов и масок, которые привезли в Хэйхэ благовещенские дистрибьюторы, выделялись девушки с экспозицией «Афина-ДВ» — они привезли на выставку крымскую косметику.

— Самое сложное — объяснить, что такое Крым и где он находится, — признается руководитель данной экспозиции. — Вообще китайцам нравится натуральная, экологически чистая продукция. Вот только объяснить участникам ярмарки, что это она и есть, непросто.

Тем не менее количество привезенной косметики оседало в сумках китайцев довольно быстро. Кстати, средняя цена за один бутылек или баночку крымского производства составляла примерно 40 юаней.

Ледяное вино

Иностранных партнеров на ярмарке искали не только русские, но и китайские предприниматели. Например, компания SunWu активно предлагала русским участникам выставки попробовать их продукцию из облепихи.

— Мы делаем сок, масло и таблетки для здоровья. И ледяное вино, которое нужно хранить в холодильнике, а пить зимой, когда замерз, — рассказала руководитель компании. — Наш завод находится в 100 километрах от Хэйхэ. Мы работаем 12 лет и много раз участвуем на этой выставке. Хотим выйти на русский рынок.

На вопрос, чем же может привлечь русских покупателей китайская продукция из облепихи, руководитель SunWu отметила, что они «хорошо делают и много продуктов». Конкретными партнерами, по ее словам, фирма еще не обзавелась, однако интерес к их продукции есть.

В целом же значительная часть китайских предпринимателей на выставке представляли продукты питания — соевое мясо, древесные грибы, чай, сушеные ягоды и тому подобное. Конкуренцию русским «медовикам» составила большая экспозиция с медом и продукцией пчеловодства. Чтобы доказать качество и натуральность продукта, участникам выставки предлагалось попробовать мед прямо из сот, которые доставали на глазах публики из больших контейнеров. Немало места заняли и традиционные китайские украшения из камня, сувенирная продукция и экспозиции с терками и яблокорезками.

наши потолки — китайским новоселам

Помимо продовольственных товаров, на международной ярмарке можно было встретить изделия из балтийского янтаря, швейцарские часы и ножи, картины с изображениями автомобилей и даже экспозицию натяжных потолков.

— Интерес к нашей продукции, а мы занимаемся не только потолками, но и интерьерной печатью, фотообоями, фресками, у китайцев есть и он велик. Я знаю, что на юге Китая делают натяжные потолки, но здесь, через речку, такую услугу никто не оказывает, — рассказывает представитель компании «Планета Потолков» Наталья. — В наш благовещенский офис регулярно приходят жители Поднебесной. Правда, они в первую очередь пытаются выведать технологию производства: как мы работаем, на каких станках.

Раскрывать свои секреты фирма не стала — производители сами приехали в Поднебесную. Компания готова принимать заказы: завозить в Китай готовые материалы и на месте устанавливать силами специалистов компании.