Когда благовещенская автомойка изобразила на вывеске широко известного американского персонажа «Абаму» и предложила «смыть всю грязь», то приятно удивился креативному шагу. Ну а что — свежо, актуально, прикольно. Опять же, что называется, в тему. Как только креативщиков обвинили в национализме, то я с содроганием оглянулся в собственное прошлое.
— Умойте его! — требовала бабушка, увидев меня на пороге родного дома. — Чего он у вас такой чумазый?
Я только приехал в гости и даже не успел залезть в грязь, а меня уже обвиняли как минимум в неряшливости. Довод моих родителей «Он такой родился» бабушка отказывалась воспринимать, но слегка заметно улыбалась. До сих пор не знаю, шутила она или нет, но в силу природной смуглоты я для нее оставался грязнулей.
Я оставался грязнулей для друзей и одноклассников. Значительную часть дворового детства меня дразнили не иначе как черномазым. Я не оставался в долгу, обзывая соседа лысым-белобрысым, а усыпанную веснушками соседку — рыжей-бесстыжей. До сих пор в памяти «Жирный, жирный — поезд пассажирный!», а еще обидное для очкариков: «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза».
►Черный пиар: в Благовещенске открылась неполиткорректная автомойка имени президента США
►Автомойка в Благовещенске осталась без портрета президента США
По сегодняшним меркам можно было нас всех поголовно сдавать в детскую комнату милиции. За шовинизм и нетерпимость. Сплошь ущемление прав по национальным и физическим признакам. Пострадать можно было даже за собственное имя. Помните: «Лиза — подлиза», «Андрюха — свиное ухо», «Лена — сопли до колена», «Все Веры дуры без меры. Варвара — выше амбара»?
Меня, потомка рода Чингизова, внука настоящего бурята-монголоида, разве что узкоглазым не называли. Но весь прочий набор «антропогенных» признаков оставался буквально налицо, и окружающие этим активно пользовались. Сейчас, приезжая в отпуск, я здороваюсь с этими людьми, которые тоже натерпелись от меня не самых лестных выражений. Мы никогда не вспоминаем плохое, потому что понимаем, насколько важнее хорошее.
И вот эти скачки с бубнами вокруг «нетолерантной» автомойки не что иное, как очередной виток гражданского общественного «неравнодушия», при котором всем и до всего есть дело. Осталось создать полицию нравов и начать изъятие из продажи «Сказок дядюшки Римуса». Мы с детьми читаем их по вечерам. Там про известного многим братца-кролика. Так вот этот самый Римус — натуральный (страшно сказать) негр. Прямо так и написано: «Старый негр». Открытым текстом. В детской книжке. Издание вполне себе современное. И мы читаем. Правда напитываемся чем угодно, только не ненавистью к чернокожим.
На мой взгляд, ни к чему хорошему болезненная толерантность не приводит. Я прекрасно помню, как дружно мы жили в стране «обид и бесправия». Обзывались и дрались, а потом вместе собирали металлолом и всем двором отмечали дни рождения. Детям в принципе свойственно называть белое белым, а черное черным. Часто ли это делают современные дети, воспитанные в атмосфере терпимости и гуманизма?
Сейчас жизнь по законам толерантности, за которую люди готовы придраться к чему угодно. Эпоха терпимости подразумевает бесконечные придирки и поиски изъянов у ближнего. Не так обратился, не так посмотрел, не так подумал, не ту вывеску повесил. Над американским президентом посмеялся, и тут же куча желающих судить и попрекать. И наибольшее количество придирок звучит как раз от тех, кто совсем недавно называл своих верующих соотечественников религиозными мракобесами. Сейчас они озабочены имиджем товарища «Абамы».
Нет в действиях благовещенских автомойщиков никакого ущемления прав чернокожих. Глядя на эту рекламу, у нормального, здорового человека не возникает ассоциаций с Кофи Аннаном, Пеле и уж тем более с Нельсоном Манделой. Только американский президент, только его образ и природная смуглота, причем безо всякой политической подоплеки. Но это уже, как говорится, — его проблемы…
Точно так же, как проблемы русских — это неискоренимые легенды о медведях на улицах, балалайки и бесконечное пьянство. Сегодня проецируем «Абаму» на все цветное население планеты, а завтра будем добиваться запрета талантливых советских Кукрыниксов. Они же рисовали в непотребном виде Гитлера, который был немцем. Боюсь предположить, во что выльется борьба с анекдотами по русского, американца и француза. Согласно версии отечественного фольклора, двое последних всю жизнь выглядят неполноценно и дураковато.
Фанатичная культурная революция обошлась Китаю в гражданское кровопролитие, которое длилось без малого десять лет. Как результат — миллионы погибших, сотни миллионов пострадавших. Я же де сих пор не стесняюсь называть негров неграми, потому что они в моем понимании — это старые, добрые дядюшки Римусы. К злобному и лицемерному «Абаме» они не имеют никакого отношения.
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОРА: