• Фото: kinopoisk.ru

Не очень реалистичная, но полная хорошего драйва картина Now You See Me, получившая в российском прокате «Иллюзия обмана» из песни Мити Фомина, вышла на экраны в 2013 году, достаточно уверенно заработав четыре собственных бюджета. Фильм непредсказуемого француза Луи Летерье, на счету которого и два первых «Перевозчика», и «Невероятный Халк» и недавние «Братья из Гримсби», отличался полным отсутствием скуки. Одни убегали, другие догоняли, все это сопровождалось чередой ярких и эффектных трюков, которые, к тому же, всякий раз приводили к небольшому торжеству какой-нибудь справедливости. На переднем плане, опять же, все время были отличные ребята: Марк Руффало, Вуди Харрельсон, а также Джесси Айзенберг, который хотя бы в этой истории не изображает наркомана на грани эйфории и ломки, и младший брат актера Джеймса Франко Дэйв, который просто очень старается. Еще была Айла Фишер, а немного на периферии — и Мелани Лоран, но их в продолжение не взяли. Зато взяли старичков Моргана Фримена и Майкла Кейна, на место выпавших девиц привлекли других, а для пущего любопытства добавили Дэниэла Редклиффа, который, избавившись от образа Гарри Поттера, последовательно играет разнообразных психопатов.

Режиссерское кресло досталось Джону Чу, который прославился созданием бесконечно одинаковых фильмов-танцулек про шаг вперед и работой над второй частью «Броска кобры», к которой было много претензий. Сценарий для «Иллюзии обмана 2» писал все тот же Эд Соломон, собственно, и придумавший всю эту историю, однако создателя «Людей в черном» и «Ангелов Чарли» явно охватил приступ острейшей меланхолии. Это чувствуется с первых кадров: недоумевающему зрителю, два года дожидавшемуся новых похождений фокусников-«всадников», зачем-то предлагают нудный и плаксивый рассказ о том, что он и так знал из первой серии. Напомнив заодно, что Морган Фримен тридцать лет назад выглядел точно так же, как и сегодня. Когда абсолютно ненужный флешбэк завершается, витязи оказываются на все том же распутье: великие фокусники не у дел, герой Руффало зачем-то продолжает валять дурака в ФБР, пытаясь поймать сам себя, а вокруг полно негодяев. Таймер тикает, хочется трюков, но тут за дело берется Чу, которому почему-то взбрело в голову, что фокус не будет достаточно эффектным, если предварительно не рассказать, в чем его суть. А в промежутках нужно сделать криминальный боевик с азиатами и гангстерами.

Действие лихорадит: из-за кулис выползают бессмысленные братья-близнецы и китайские иллюзионисты; нелепый производитель сотовых телефонов хочет продать личные данные их обладателей; все бегают за каким-то дурацким «чипом, способным взломать любой компьютер»; этот — сын того, а вон тот, оказывается, не тот, кто мы думали. Покойный папаша главного героя вообще становится одним из центральных персонажей, все плачут и рыдают, а злодей из прошлой серии меняет стадию «ничего личного, просто бизнес» на стадию «убейте их всех, я обожаю смотреть, как они умирают». Режиссер то затевает драку на китайском рынке, которой нет ни конца, ни оправдания, то веселит аудиторию не менее затянутой сценой обыска, во время которой одни карту ищут, другие — прячут. У центрального в смысле посмеяться персонажа, который Харрельсон, отбирают почти всю харизму, а остатки делят на два. Герой Айзенберга рефлексирует, как Цукерберг в «Социальной сети». Герой Франко скалится. Зато отрывается новая девица-«всадник», которой досталось несколько по-настоящему смешных эпизодов. В качестве дополнения — безликие агенты ФБР, которых даже обмануть толком не получается, потому что они беспрестанно куда-то «срочно выезжают». 

В редкие моменты просветления полюбившиеся зрителю герои возвращаются, но Чу старательно мешает им действовать слаженно, хотя именно этого от них требует сценарная интрига. Детали финального фокуса от зрителя все-таки решают скрыть, но половина из них и без того слишком предсказуема, да и в общем и целом на завершающий аккорд он не особенно тянет. Впрочем, создатели второй части на это и не рассчитывали, держа в рукаве совсем уж нелепый (точь-в-точь как галстук Фримена) последний эпизод. В нем, что характерно, грубо и торопливо прорублена дверь в третью часть, которую надо было по новой моде снимать одновременно со второй, а то убытки помешают. И эта сцена превращает действие в полное и безоговорочное «мыло», на фоне которого даже явление миру таинственной организации фокусников «Око» проходит скомканно и незаметно. Просто оказывается, что многие в этой истории говорят не только на английском, но и на китайском. Это никого особенно не волнует: главное — долго и безутешно плакать над старой фотографией, а самую дурацкую в своем пафосе фразу приберечь к титрам. Запомнить ее сложно, и, надо полагать, делать этого не нужно.

Слабость картины тем более расстраивает, что она изначально позиционировалась как еще более мощный коктейль из фокусов, шуток и опасностей. На деле мы получили несколько даже постыдный эпизод из жизни великих и ужасных иллюзионистов, которые в принципе умеют останавливать дождь, перемещать с места на место корабли и исчезать, ударившись об землю или скрывшись в вихре падающих карт. Но только если сами это спланировали, в противном случае любой безумец с парой азиатов в охранниках запросто может заставить героев мировых трансляций действовать в своих интересах. Чего хотят они сами — непонятно вообще: руководитель мстит всему миру за события 30-летней давности, остальные заказывают пиццу или играют в конспирологию. Уступив предшественнику по всем параметрам, «Иллюзия обмана 2» разрушила магический ореол вокруг собственных героев, зато им теперь можно радостно целоваться. Может, и существуют чипы, который взламывают любой компьютер, но эта технология не работает в кино. И чтобы зрители не сидели в зале с каменными лицами, нужны оригинальные идеи. «Санта-Барбары» и в других местах предостаточно.