Наводнение 2013 года началось еще в апреле. Фото: Андрей АнохинНаводнение 2013 года началось еще в апреле. Фото: Андрей Анохин

Долгожданный потоп

Наводнение только на первый взгляд штука неприятная. Сегодня сразу несколько населенных пунктов живут в окружении воды. Традиционный паводок, случающийся каждые пару лет, воспринимается, словно предвестник глобального катаклизма. Что поделать — люди, пережившие большой потоп, в каждой луже увидят девятый вал. Однако многие амурчане отнюдь не выглядят напуганными и растерянными. Даже более того, уже есть «особо нуждающиеся», готовые на радостях раскупорить шампанское.

Заявления на получение компенсаций подали почти две сотни человек. По мнению глав сельсоветов, в большинстве своем это люди, реально потерявшие огородный урожай. Но опыт подсказывает, следом пойдут живущие по принципу: «Чем я хуже соседа?»

Буквально на днях разговаривал со знакомым жителем одного из районов Приамурья. Говорит, народ каждое утро бегает к реке с линейкой и считает метры, остающиеся до родного дома.

Не наводнение губит Амурскую область, а бесплатные деньги.

— Да какая там паника! Я тебя умоляю. Они уже публичные консультации провели. Мастер-класс по написанию заявлений на компенсацию ущерба. До воды, как до Черного моря, но у каждого второго такая бумага уже составлена, осталось дату поставить. Все с фотокамерами бегают, готовы каждую лужу фотографировать, дабы в качестве доказательства приложить, — посмеялся в телефонную трубку мой знакомый. — Уже гуманитарку делят, которую еще не привезли.

По известной причине не буду называть его фамилию и даже населенный пункт. Ему еще там жить, а деньги кого угодно из нервного равновесия выведут. Тем более когда они сами в руки сыплются, проливным дождем со штормовым предупреждением.

— У нас уборочная зерновых на носу, мне за комбайн посадить некого, — продолжает жаловаться мой фермер. — Зачем напрягаться, если погода портится и государство готово оплачивать безделье. Прошлое наводнение наше село без молодежи оставило. На компенсации от государства молодежь машин накупила, в город уехала. Мы как в войну жили, одни бабки да вдовы на каждой улице. За два года машины все поразбили, только-только люди начали возвращаться обратно, а тут опять дожди, опять бабло. Да с таким подходом население страны только деградирует. Не наводнение губит Амурскую область, а бесплатные деньги.

Капля в море

Паводок 2013 года обогатил тысячи амурчан, не имеющих отношения к пострадавшим. Праздник неслыханной щедрости, устроенный государственным бюджетом, до сих пор отдается махровой неблагодарностью населения. Государство и общество потратило на амурских подтопленцев миллиарды рублей, а спасибо, на моей памяти, сказали только единицы. Многие спустя три года продолжают высказывать претензии и жаловаться на цвет нового забора. Не той краской покрашен.

При желании можно подсчитать, сколько фельдшерско-акушерских пунктов могло быть построено в амурских селах, сколько детских садов отремонтировано, школьных автобусов закуплено. Увы, эти деньги зачастую растворялись там, где о наводнении знали только по телевизору.

— Весь район получил компенсации, — посетовал на днях один из глав муниципальных территорий. — Даже в райцентре вода затопила пару огородов да размыла дорогу. Зато потом целыми улицами писали заявления, ни один не остался без денег…

— У меня фермеры здесь потеряли весь урожай, самые крепкие хозяйства на грани банкротства оказались, скотину резали десятками голов, животных кормить нечем было… Вот кого надо было спасать. А уже сельхозпредприятия обеспечили бы людей работой, — не скрывает возмущения другой глава района. — А так деньги раздали, люди их благополучно пропили. Фермерам тоже дали, но там такая капля в море…

Народ каждое утро бегает к реке с линейкой и считает метры, остающиеся до родного дома.

Главы сельских и районных администраций как один единодушны. Тема наводнения во многом построена на спекуляции. Желающих погреть на ней руки в каждом селе хватает. Поэтому я специально не называю фамилии районных и сельских глав. Впереди выборы, а избиратель, как показывает опыт, сейчас не самый благодарный. Более того, очень даже обидчивый, не желающий слышать о себе тяжелую правду.

Тем более что в некоторых территориях уже есть факты нагнетания обстановки. По традиции людей пугают «трещиной» в плотине, девятиметровой волной, водосбросами ГЭС и ветхими дамбами, готовыми рухнуть от слабого ручейка. Дескать, беда на пороге, а власть не шевелится!

Переполненная чаша

Не знаю, на что рассчитывают эти люди, проводя аналогии с 2013 годом. Ведь тогда наводнение началось не в августе и даже не в июне. Началось все с многоснежной зимы и мокрой весны. Я в апреле 2013 года поехал на посевную в колхоз «Корфовский» Тамбовского района. Тракторы уже тогда натурально плавали. Поля напоминали большие озера, почва расползалась под гусеницами, как кисель. Посевная шла с большим опозданием, а мужики дни напролет скучали на небольшом островке пашни. Неудивительно, что переизбыток влаги сделал свое дело. Хватило несколько ливней по северам, и «чаша» казалась переполнена.

В нынешнем году «Амурская правда» публиковала целую серию материалов о влагосберегающих технологиях в сельском хозяйстве. Малоснежная зима и весенняя засуха заставили людей задуматься о сохранении остатков воды в почве ради плодородия. Здравый смысл подсказывает — наводнение, аналогичное августу 2013 года, нам пока не грозит. Большой халявы не будет!



Хроника наводнения — 2013: 7 августа благовещенцы называют днем паники

Возрастная категория материалов: 18+