Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»

Как главный голливудский специалист по паркам развлечений (тот, с динозавриками, тоже он придумал), Майкл Крайтон создавал свой Westworld с размахом. Неслабый по меркам 1970-х бюджет фильм с Юлом Бриннером десятикратно окупил, но сама идея прямо-таки напрашивалась на переосмысление с учетом современных финансовых возможностей, технологий и, что самое главное, перспектив, которые открывал перед проектом телевизионный хронометраж. Первый сезон нового сериала состоит из 10 серий, каждая из которых длится ровно час: можно уже сейчас быть уверенными в том, что Нолан и Абрамс уйдут далеко от отправной точки. В авторском парке был не только Дикий Запад, но и Древний Рим со Средневековьем, благодаря чему в формат художественного фильма вообще мало что уместилось. Создатели «Мира Дикого Запада» увеселения на европейскую тему усекли, оставив только прерии, мустангов, разбитных девчонок в салунах и неулыбчивых парней в широкополых шляпах, всегда готовых выхватить револьвер и пустить его в дело. Это станет несомненным плюсом: сфокусировавшись на одном направлении, можно подробно и разносторонне проработать характеры персонажей и связи между ними, добившись от телепроекта главного — чтобы он стал для аудитории чем-то вроде любимой книжки во многие сотни страниц. 

Джонатан Нолан лично взялся за режиссуру первого и финального эпизодов сезона: пилотная серия сделана максимально увлекательной, и постановщик не тратит времени на долгие вступительные сцены. И так все достаточно ясно: есть огромная территория, где для людей XXI века воссозданы реалии полуторавековой давности. Тем, кому это позволяет счет в банке, Westworld предлагает достаточно узкий, но притягательный спектр развлечений: с обитателями парка можно проделывать всё, что угодно, вплоть до жестоких убийств. Жители парка лишь похожи на людей: на самом деле это андроиды, создатели которых изо всех сил стремятся к идеалу, так что роботы не только неотличимы от реальных представителей рода человеческого, но и сами себя таковыми считают. Каждый день в парке — это череда событий, по большей части довольно трагических, хотя многие приезжают в Westworld не убивать, а проводить время с вышеупомянутыми разбитными девчонками. Обитатели парка каждое утро просыпаются с памятью, очищенной от событий предыдущего дня и вообще от всего лишнего: их можно менять ролями, программируя согласно новым сценариям, а правила робототехники в части причинения вреда человеку здесь соблюдаются неукоснительно. 

Создателям сериала, похоже, давно хотелось поработать в этом жанре: в первой же серии Нолан доводит вестерн до самых разных крайностей, заставляя одних героев умирать неоднократно, а других заниматься вещами предельно жестокими даже по отношению к бездушным машинам. Конфликтный набор сериала не отличается какой-то выдающейся новизной: творческие люди часто обращаются к проблемам сосуществования естественного разума с искусственным и права homo sapiens не только подражать собственным создателям, но и причинять зло собственным созданиям. Ниточки управления парком сходятся к персонажу Энтони Хопкинса, который представляет собой эдакого уставшего бога, лишенного возможности уйти на пенсию. Но именно он выступит и в роли Прометея, поселив в своих послушных подопечных нечто вроде искры истинного разума. Сомнение и воля: эти аспекты программного обеспечения становятся причиной «зависаний», сбоев и вещей гораздо менее приятных. Мы понимаем, что в следующих сериях финансово обеспеченным гражданам издевательство над живыми механизмами все реже будет просто так сходить с рук. Не забывая о визуальной составляющей, Нолан щедро льет в кадре искусственную кровь, смешивая ее с непременным для Дикого Запада молоком и еще более непременным виски: но скоро здесь начнут лить и кровь настоящую. 

Сериал есть сериал: параллельно зритель увидит и интриги внутри Westworld, ведь Олимпа без заговоров и попыток свержения не бывает. Хопкинс в кадре привычно щурит глаз и философствует напропалую: его рассуждения вполне сгодятся для разбора на цитаты. Камера то исследует потрясающие пейзажи, то возвращается в футуристические декорации «офисной» части парка развлечений: но даже тем, кто способен от таких вещей заскучать, этого сделать не дадут. В первой же серии создатели «Мира Дикого Запада» учли несколько зрелищных и весьма жестоких сцен, а также перестрелку, которая могла бы стать кульминацией полноценного художественного фильма. Неизвестно, распространяется ли столь неслыханная щедрость на последующие эпизоды, но для затравки этого, конечно, более чем достаточно. Сюжет заключает в себе великую хитрость: однообразие, логические нелепицы и прочие недостатки «дико-западных» сцен всегда на совести вымышленных сценаристов, работающих в парке. Нолан идет дальше: в пилотном эпизоде героиня Эван Рейчел Вуд несколько раз переживает одно и то же пробуждение и весьма схожие события дня. Зритель не успевает как следует прочувствовать раздражение, как «день сурка» оказывается подготовительной базой для мощного художественного приема с далеко идущими последствиями. 

Сюжет не обходится и без своего демонического персонажа, который привык оправдывать целью любые, даже самые жуткие средства. В этой роли выступает нестареющий Эд Харрис, в очередной раз доказывающий аудитории, что современный сериал это никакое не «мыло», а настоящее кино, которому тесно в рамках стандартных форматов. На эту же мельницу льет воду и музыкальная составляющая картины: анахронизмы, которые упоминает герой Хопкинса, вызывают дополнительный восторг. В салуне механическое пианино исполняет Black Hole Sun для тех, кто не забыл, что такое Soundgarden, а Paint It Black в очень непривычной аранжировке задает нужный тон кровавому побоищу. Раз уж речь идет о роботах, постановщик не сильно озадачивается моральными вопросами: будут вам и снятые скальпы, и расколотые черепа. И все же, если судить по первому эпизоду, создатели «Мира Дикого Запада» не намерены чересчур увлекаться творческим размазыванием кетчупа по экрану. Раздача «Золотых глобусов» и «Эмми», конечно, дело важное. Но гораздо больше воодушевления рождает сам факт вдумчивого и гармоничного совмещения жанров вестерна и sci-fi на телеэкране. И очень похоже, что наши ожидания на этот раз не останутся обманутыми.

Возрастная категория материалов: 18+