— Анатолий, вы внешне больше похожи на Александра Блока и все же, почему сыграли Андрея Белого?! Из-за фамилии?

— А кто сказал, что я на Белого не похож? Я, кстати, с самого начала играю в «Пленных духах». Пятнадцать лет назад, когда Оля Лапшина принесла произведение братьев Пресняковых в театр и мы стали распределять роли, режиссер Владимир Агеев в шутку сказал: «Ты, Белый, будешь Белым». Так и получилось. Кстати, я не хотел быть Блоком. На мой взгляд, символист Андрей Белый — это отдельная, неизведанная планета, совершенно сумасшедшая. Космический поэт, и я очень люблю его стихи. Я и до этой роли увлекался поэзией Серебряного века, много читаю и сейчас.

— Что означает название спектакля «Пленные духи»?

— Пленные духи — это фраза из дневников Марины Цветаевой, где она говорит про Андрея Белого. Когда Марина с ним встретилась, поэт произвел на нее неизгладимое впечатление. И она написала: «Передо мной сидел какой-то плененный дух». Эту метафору и взяли Пресняковы. Для меня же она означает, что поэты облечены в человеческую оболочку: в кровь, плоть и мясо. А их дух рвется наружу. И после смерти наконец-то прорывается. Это мы и старались отразить в спектакле.

— Александр Блок у вас вышел какой-то унизительно смешной…

—Я так не считаю. Просто на фоне Белого он другой. Это как интроверт и экстраверт. Но оба они — люди достойные. А Андрей Белый — да, он действительно был эксцентричен. Спектакль достаточно правдивый, построен на реальных событиях. Любовный треугольник — Блок, Белый и Любочка — ни для кого не секрет. Причем отношения у них были довольно странные. Там действительно чуть до дуэли не дошло. Да все они, включая Менделеева, чудаки, каждый по-своему. Да и чего только не выделывали молодые люди на заре ХХ века. Голышом бегали и по полям кентаврами скакали. У Максимилиана Волошина уж точно что-то было связано с кентаврами. Они были такими веселыми. Постоянно дурачились, разыгрывали друг друга, ставили домашние спектакли. Поэт — это уже человек не от мира сего. Просто мы в такой гиперболизированной и символичной форме все это рассказали. Кстати, форма нашего спектакля во всем совпадает с эстетикой Серебряного века. Володя Агеенко вычленил все интересное из пьесы, где еще больше абсурда. Добавил в мой пролог строчки из эссе Андрея Белого с философскими изречениями о поэзии.

— Что было самым сложным в ходе репетиций?  

— Было на удивление легко. Володя Агеев подсказал очень точный ключ к роли. Белый — это человек-кентавр.  Мне оставалось только найти фонтан энергии и выплескивать его. Я, как неиссякаемый вулкан, распределял энергию. Где-то гореть ярче, где-то — тише.

— Анатолий, спектакль сложный, требует большой физической отдачи от артиста. Попробуй-ка поскачи кентавром по сцене два часа. Вы же шесть часов провели в ожидании самолета. Потом долго летели. Не отразилось это на игре?

— Как ни парадоксально — это магия театра. Наш самолет в Москве задержали на шесть часов. Мы толком не спали, в самолете откинулись часа на четыре. Прилетели в Благовещенск, пообедали и сразу пошли на репетицию. Но такие обстоятельства, как правило, подстегивают. Включился актерский азарт. Он и помог выстоять на сцене.

— «Пленные духи» уже имеют в списке театральных наград «Золотую маску» и две «Чайки».  Задумываетесь о том, чтобы получить награду здесь в Благовещенске на единственном в России конкурсе антреприз?

— О том, что мы участвуем в театральном конкурсе, я узнал уже здесь, когда стоял за кулисами. Хотя не считаю нашу сборную команду антрепризой. Это полноценный спектакль, который не сходит с московских сцен уже 15 лет. Не буду лукавить: если дадут приз, будет очень приятно. Я впервые на фестивале «Амурская осень», впервые в Благовещенске. Очень жаль, что из-за задержки рейса так и не удалось посмотреть ваш замечательный город.

Возрастная категория материалов: 18+