От сковородок до пароходов

130

 лет исполняется в этом году судостроительному заводу имени Октябрьской революции

История завода на правом берегу Зеи, в трех верстах от впадения ее в Амур, начиналась с чугунолитейных мастерских. В них изготавливалась кухонная утварь — сковороды, кастрюли, печные дверцы, плиты, выпускались запасные части к сельхозорудию, оборудованию для мукомольной, золотодобывающей промышленности, огнеупорный кирпич. Позднее предприятие перешло к золотопромышленнику Семену Шадрину, который, модернизировав производство, организовал на нем строительство пароходов. Первые три судна были заложены зимой 1899 года, и к весне 1902-го все три были готовы. После Октябрьской революции, Гражданской войны и разразившегося экономического кризиса деятельность завода была приостановлена.

Новая страница истории судостроения в Приамурье началась в 1931-м с организации на месте бывшего Шадринского завода Благовещенской судостроительной верфи. В том же году на восстановленном горизонтальном стапеле заложили первую нефтеналивную баржу. Параллельно с постройкой судна перестраивался и сам завод. Тогда на верфи не было никаких грузоподъемных средств — многотонные детали рабочие грузили вручную. Вручную устанавливали и сотни тысяч заклепок на узлах конструкций судов. По воспоминаниям современников, когда на судоверфи клепали баржи, шум был слышен на Амурском рынке, который располагался в то время в районе Чайковского — Амурской.

На заре 50-х доля судостроения на верфи начала преобладать над судоремонтом.  Строились суда для Амура и его притоков. Позднее завод был реконструирован — основным направлением его стало крупносерийное строительство малых и средних рыболовных судов, а также козловых кранов. До начала 90-х здесь строили более 20 судов ежегодно. В основном это были малые рыболовные сейнеры, средние добывающие судна. К концу 80-х остались лишь единичные заказы, которые позволяли предприятию «не утонуть» в пучине экономических потрясений. В новом тысячелетии главными заказчиками стали рыболовные компании Камчатки, Сахалина, Приморья, а также ВМФ. 

«Александр Рогоцкий» отправится в плавание через год

В феврале прошлого года на стапеля завода заложили новое малое гидрографическое судно «Александр Рогоцкий». Его длина — порядка 59 метров. Это самый крупный корабль в истории предприятия и единственный профильный заказ для завода на сегодняшний день. Судно с водоизмещением 1270 тонн предназначено для обслуживания   навигационного оборудования, проведения съемки рельефа дна, гидрографических работ, перевозки грузов. В России построено еще два судна по этому проекту.

И каждое из них имеет свои отличия. 

— Главная особенность этого судна в том, что оно будет оснащено современным рулевым комплексом на базе дизель-электрической установки. В настоящий момент заказ готов наполовину, срок сдачи намечен на 2020 год, но работы мы планируем завершить раньше, — рассказал Сергей Чайка, главный строитель судов ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции».

Сейчас в эллинге идет подготовка к погрузке оборудования и проведению электромонтажных работ. Корабль строят несколько десятков специалистов разного профиля, среди которых немало молодежи.

— Зона моей ответственности — от кормы до носа, — рассказывает о своей работе молодой строитель судов Алексей Киселев. Алексей Владимирович на завод пришел четыре года назад. Боевым крещением для него стал водолазный рейдовый катер.

За последние 10 лет на заводе построили более десятка судов — водолазные и гидрографические катера, судна-мишени для ВМФ, а также несколько барж.

— Наши сейнеры работают у берегов Чукотки, Камчатки, на Сахалине, вблизи Курильских островов. Несколько судов продано за рубеж, — комментирует Вячеслав Попов, генеральный директор судостроительного завода имени Октябрьской революции.

Наших учеников берут на работу с удовольствием

540

человек — штат судостроительного завода имени Октябрьской революции. Примерно 70 процентов коллектива — молодежь.

Несмотря на то что коллектив предприятия за пару последних десятилетий значительно помолодел, здесь по-прежнему трудятся специалисты, чей опыт и знания служат примером для новичков.

— Первый день я вышел на работу 19 февраля 1970 года, — точно называет дату отсчета своего трудового пути старший мастер, замначальника трубопроводного цеха Владимир Привалов, за 47 лет проводивший в плавание несколько сотен кораблей. — Я работал в то время, когда мы десятки малых и средних судов строили, выпускали танкеры. В 90-е, когда было трудно, я в отпуске устраивался механиком на наше же судно, ходил в море. Отправляться на пенсию не собираюсь. Пока есть силы, буду работать.

Начальник корпусного цеха Виктор Левченко на завод пришел в 1986-м. За три десятилетия обучил ремеслу кораблестроителя более 300 учеников.

— В 90-е из отрасли ушло много ценных работников. Но новые кадры на предприятии были востребованы всегда. Молодежь приходит и теперь, когда появляются заказы. Новичков мы и учим, и воспитываем. Кто-то остается, кто-то находит другое место. У нас здесь уникальное высоконаучное производство, требующее специальных знаний и соблюдения самых жестких требований. Учеников, которые прошли школу нашего судостроительного завода, любые предприятия на работу берут с удовольствием, — замечает Виктор Валентинович.

Тем не менее опытных сварщиков, сборщиков заводу сегодня не хватает. Поэтому приглашают специалистов из Владивостока, Находки, Комсомольска, Ижевска и даже из Китая и Украины.

Работать в полную силу

В 80-е годы штат предприятия достигал полутора тысяч человек. Как говорят кораблестроители, это было золотое время. Впрочем, и сегодня завод, с историей длиной в 130 лет, может похвастаться слаженным коллективом профессионалов, треть из которых — женщины. На женских плечах лежит много ответственной работы. Начальник труда и заработной платы, председатель совета директоров предприятия Вера Чащина в 90-е вместе с Вячеславом Степановичем, гендиректором завода, помогала сохранить старейшее предприятие. Сегодня она отвечает за социальные программы.

Благовещенский завод, переживший смену эпох и режимов, несколько раз менявший имя и профиль, сегодня живет не только надеждой на новые заказы судостроения. Коллектив работает над изготовлением различных металлоконструкций для строительства Амурского газоперерабатывающего завода, выполняет заказы для второй очереди космодрома Восточный, заказы по горячему оцинкованию металлоконструкций для дальневосточного завода «Звезда». Предприятие готово рассмотреть предложения инвесторов по участию в строительстве судов с гарантированным сбытом заказчику.

                                                                                                                                                                                                                                                           — Мощности нашего завода позволяют строить 15 сейнеров и два крупных судна ежегодно, — комментирует Вячеслав Попов. — Среди наших партнеров — 30 рыбодобывающих компаний, которые проявляли интерес к нашей работе. Однако из-за изменений в законодательстве, отсутствия инвестиционных квот на малое судостроение мы перестали получать заказы. Завод готов хоть сейчас возобновить строительство малых рыболовецких судов, найти десяток заказчиков, если будет выделен достаточный объем инвестиционных квот. Мы постоянно совершенствуем наше мастерство, а качество нашей работы проверено временем.

Возрастная категория материалов: 18+