На лабутенах вход воспрещен: где в Благовещенске шьют обувь на самые нестандартные ноги (фото)

«В неудобной обуви далеко не уйдешь, а только настроение испортишь», — говорят опытные обувщики. И, действительно, даже самые красивые туфли, которые жмут и натирают, приносят не радость, а одно мучение. «Амурская правда» отправилась туда, где шьют удобные ботинки и сандалии на самые нестандартные ноги — в реабилитационно-технический центр по обслуживанию инвалидов. В год здесь делают около трех тысяч пар для детей и взрослых. Опытные специалисты могут и длину ноги подкорректировать, и изъяны спрятать, и даже часть стопы нарастить — смотрите наш фоторепортаж.

10

тысяч рублей стоит в среднем сшитая вручную пара обуви для взрослого человека.

— Деформации ног у амурчан встречаются самые разные, — сразу отметила заместитель директора центра по производству Елена Коломыцына. — И шишки, и болезненные язвы у больных сахарным диабетом, и веерообразные пальцы, и ампутация части стопы после обморожения. Понятно, что в обычных магазинах обувь на такие ноги не найдешь. Для нас самое главное, когда человек обулся и говорит, что его ножкам удобно — как в тапочках.

Процесс начинается со снятия мерки. На специальный лист ставится нога, специалист не только обводит стопу, чтобы точно узнать длину, но и записывает все особенности. Обязательно вносятся рекомендации и назначения врача.

— Здесь же можно выбрать модель обуви, наши дизайнеры подскажут, и какие цвета сочетаются, и правильную застежку подберут, — подхватила разговор начальник обувного цеха Ольга Андреева. — А вообще выбор модели чаще зависит от патологии. Некоторым нужен жесткий задник — для того, чтобы удержать голеностопный сустав. Другим, наоборот, мягкая вставка, чтобы ничего не натирало.

Оформленный заказ несут в цех, где подбирается колодка по размеру и объему.

— Отсюда все начинается, — показал поле своей деятельности мастер-колодочник Валерий Корохин. — Приходит мерка, и я начинаю по ней работать. Специальной кожей — чепраком — придаю колодке вид реальной ноги. Часто попадаются очень нестандартные заказы. Например, если у человека «слоновая» болезнь или одна нога намного короче другой. Бывает, конечность так деформирована, что колодки не подберешь, тогда приходится делать гипсовый слепок ноги и по нему шить обувь.

Сейчас мастер работает тоже над непростым заказом — над парой для больного сахарным диабетом. «У человека шишки по всей стопе — надо, чтобы ничего не давило, но при этом  красиво выглядело», — отметил специалист.

Инвалиды обувь в центре получают без примерки, в этом цеху уже в готовую пару можно внести определенные коррективы.

— Есть у нас специальные растяжки, инструменты, чтобы выдавить выпуклости для шишек на стопе, — показали жутковатые орудия труда сотрудники центра.

4

пары обуви в год выдается детям с ДЦП.

Дополненные колодки ног переходят в следующий цех — к модельерам. Здесь из плотной бумаги делают лекала будущей пары обуви. 

— Мы стараемся следить за модой, каждый год выписываем новый «хром» — кожу для обуви, — рассказала начальник обувного цеха Ольга Андреева. — Самые сложные заказы — по гипсовому слепку. А также для людей с тяжелыми заболеваниями. Иногда бывает,  что даже подошву нельзя сделать. Например, для ребятишек с ДЦП, которые не ходят, мы делаем ботиночки-чулки.

От модельеров лекала забирают портные, которые готовят основу будущей обувной пары. «В тренде сейчас розовый цвет — его девочки выбирают, а мальчишки часто на синем и зеленом останавливаются», — не отрываясь от работы, рассказали портные.

По дороге в обувной цех заглянули на склад колодок. Здесь собрано около двух тысяч искусственных ног. От самых маленьких — 10,5 размера до огромных 47-го.

Здесь хранятся и гипсовые слепки самых нестандартных ног. Заказывают колодки специально — в основном из Питера и Москвы. Пара стоит в среднем 2-3 тысячи рублей.

В обувном цеху работа кипит. На колодку надевается влажная заготовка, тщательно натягивается. «Кожа должна быть натянута как струна, — отметил обувщик Иван Журавлев с многолетним стажем. — Даже самую сложную пару можно смастерить за два дня. Стараемся сделать не просто удобную и качественную, но и красивую. Приятно, когда человек благодарит тебя, у нас даже специальная книга отзывов есть. Так там нас часто хвалят».

Сколько пар сделал Иван Иванович за все время работы — подсчитать можно. «В центре шью с 2002 года, в месяц каждый обувщик делает по 50 пар обуви, работаю 11 месяцев в году — вот и считайте. Половину Благовещенска точно обуть можно», — улыбнулся мастер.

Следующий этап: почти готовая обувь сутки сушится—формуется в специальном шкафу.

Последний — подошва. И готовая пара отправляется на склад

— У нас шьют обувь инвалиды не только с Приамурья, специально приезжают из других регионов, — продолжила Елена Коломыцына. — Есть постоянная клиентка из Кургана, которая шьет обувь только у нас.

Именно на складе можно воочию увидеть, какими разными могут быть ноги у людей. Например, эта модель для человека, у которого одна нога короче другой на 15 сантиметров. 

— Есть у нас ботиночки на недоразвитую стопу, — показали работники центра образец. — Патология, когда есть только пяточная кость. Человек ходит, но обычную обувь найти он себе не может. При желании клиента, мы можем спрятать отсутствие стопы, да так, что визуально и не заметишь патологии.

— С помощью нашей обуви можно и профилактику плоскостопия проводить у ребятишек. Хотя одной обувью мало, что сделаешь, надо ребеночка заставлять и на носочках ходить, и массаж делать, а летом, чтобы босиком бегал.

Сейчас в центре собираются вплотную заняться расширением модельного ряда женской обуви.

Возрастная категория материалов: 18+