Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Вместе большая семья собирается только по вечерам — после работы, занятий в школе и тренировок.

Родить несложно, надо прокормить 

— Детей родить несложно, их надо еще прокормить. Муж весной уехал на пастбище, а мы все лето за счет клубники жили. Как гектары оформили, так все свои сбережения на покупку бычков пустили. Практически без средств остались. Каждые пару дней относила на продажу трехлитровую банку. Вот уже полторы тысячи рублей и заработали. Детям тоже поесть ягоды вдоволь хватало, да еще варенья наварили. Остальное за окном, на грядках — овощи только свои, — дает нехитрый расклад Наталья Кузнецова. 

111

дальневосточных гектаров выдано в Зейском районе в 2017 году. Северяне и жители других регионов страны берут землю под сельское хозяйство, строительство турбаз и жилья

Мама большой семьи самозабвенно делится планами, а в глазах ни тени сомнения. Кажется, условия крайнего севера в расчет не берутся. У человека с большим желанием даже бахчевые в Зейском районе уродятся. Вся ее жизнь — сплошной трудноразрешимый проект, будь то воспитание детей или совершенно экзотические для крайнего севера арбузы, дыни и ягоды. 

— Когда третьего ребенка рожали, совсем тяжело было. Безденежье дикое кругом, а муж подойдет, скажет: «Не боись, прорвемся!» Вот вам и мотивация, — улыбается счастливая северянка.  

Наталья и Павел — молодежь поколения 90-х. Пережить довелось многое, да еще помноженное на непростые северные условия. Она занималась малярным делом на стройке, он держал на зейском рынке небольшую торговую лавку. Продавал хозтовары, перебивался случайными заработками. Выбирать особо не приходилось — экономика отдаленных районов после перестройки едва теплилась. Безработица заставляла бороться за любую копейку. Павел и сегодня бывает дома набегами. Как только сельскохозяйственный сезон закончился, устроился в такси. «Извини, у меня заказ, — выскочил он из дома, стоило мне переступить порог. — Наташа тебе лучше меня все расскажет». 

Семейный медальный зачет

Старшая дочка Кузнецовых — выпускница БГПУ — вот уже несколько лет живет в Благовещенске. Там же учится старший сын — будущий бульдозерист-экскаваторщик. В деревянном доме на самой окраине Зеи сегодня четверо детей. Младшему полтора года. Его братья во втором и четвертом классе. Самая старшая из тех, кто живет с родителями, — одиннадцатиклассница Лиза. Стена в ее комнате — сплошной пьедестал почета. Десятки спортивных медалей занимают все пространство над кроватью. Девушка восемь лет занимается гандболом, география состязаний — весь Дальний Восток.

— Нет, я их не считаю, — скромно косится в сторону медалей Лиза. — Примета плохая, можно победу отпугнуть…

Особые сорта арбузов прошли испытание суровым северным летом. При большом желании даже в Зейском районе могут уродиться бахчевые.

— Изначально мы большую семью не планировали, а в итоге получилось так, что всех перещеголяли, — вновь улыбается мама Наташа. — А когда дети начали первые медали домой приносить, то пришло понимание — все не зря. Наш старший сын, пока в школе учился, тоже гандболом увлекался. Даже в Тольятти на соревнования ездил. Младшие подрастут, пойдут по его стопам. Хотя мы особо не настаиваем на каком-то определенном виде увлечений. Дети сами в состоянии выбрать, что по душе.   

Свое увлечение экзотическими для крайнего севера плодами она считает отчасти вынужденным. 

— После рождения первых детей я еще пыталась куда-то на работу устраиваться, да кто же будет держать такую работницу? Получается — из декрета в декрет, — вновь смеется Наталья. — Огород под окном, есть теплица. Сначала пробовала, даже не надеялась, что будет какой-то серьезный толк. Первым делом взялась за клубнику, думала, только для детей буду выращивать, понемногу. Со временем стала разбираться в сортах и видах. Семена выписываю особые, их присылают по почте. Клубника уже в конце зимы прибыль приносит — торгую рассадой. В июне начинает плодоносить, причем растет лучше всего на открытом грунте, не в теплице. В сентябре еще собираем урожай.

Гектар для бычков 

Примерно три года назад в семье Кузнецовых наметился очередной судьбоносный перелом. Изменить отношение к семейному бюджету в очередной раз заставили обстоятельства. В Зее стали появляться филиалы крупных торговых компаний известных брендов. Торговля хозяйственными товарами на рынке совсем перестала радовать. 

— В крупном магазине цены оптовые, они все завозят большими партиями, за счет этого сбиваются цены. Если муж продавал лопату за 500 рублей, то в магазине она уже по 160 рублей. С одной стороны, это хорошо, когда все дешевеет, но мы едва не остались без источника существования, — вздыхает женщина. — Мы с мужем к тому времени уже почти двадцать лет вместе жили. Посидели, подумали, деваться некуда. Пошли в церковь, обвенчались. Когда вместе, ничего не страшно. Тут уже пошли разговоры про дальневосточный гектар. Оформили землю в Амуро-Балтийске в Зейском районе, в шестидесяти километрах от Зеи. Распродали остатки товара на рынке, на эти деньги купили десяток бычков мясной породы. 

Главные помощники подрастут и построят новый дом для родителей.

Каждый ребенок Кузнецовых сегодня собственник гектара земли. Еще один гектар в пользу многодетной семьи оформила свекровь. Как только прибыли телята, Павел уехал из дома — фермерствовать. Первым делом поставил небольшой засыпной домик, все лето приглядывал за бычками, набирался первого опыта. Благо денег на корма тратить почти не пришлось, по сути, государство выделило многодетной семье девять гектаров полноценного пастбища. Правда, свой первый опыт Кузнецовы считают не совсем удачным. На обилии трав бычки подросли, но предельного веса так и не набрали. 

— Их нельзя пасти в привычном понимании. Им нужно ходить как можно меньше. Стоят, траву жуют, не двигаются — это самый лучший вариант для мясных пород. Мы этот опыт на будущий год учтем. Все свое стадо по осени забили, мясо потихоньку распродаем. Ажиотажа пока нет, но, надеюсь, это временно. У нас опять выходит несколько дороже, чем в большом оптовом магазине. К нам в основном за мясом приходят любители свежего молодого продукта. Думаю, со временем люди поймут его преимущества перед блочной говядиной. Опять же по телевизору говорят, что экономика восстанавливается, может, и деньги у народа появятся, — рассуждает многодетная мама. — Пока довольствуемся тем, что есть. Грех жаловаться, учитывая, что дети недостатка в свежем мясе не испытывают. То есть себя мы в любом случае уже прокормим. Еще думаем пасеку на гектарах поставить. В наших краях свежий мед ценится. 

Бахчевые вместо лопат

Пока небольшая семейная ферма только начинает свое становление, Наталья вновь не теряет времени. В этом году прямо на домашнем огороде уродились первые арбузы и дыни. Элитные семена особых сортов, также выписанные по почте, легко прошли испытание северным летом. Сажали по традиции для себя, но внушительный урожай опять заставил строить амбициозные планы. Хорошая возможность перепрофилировать семейную торговую лавку была на городском рынке. Торговали хозтоварами, теперь черед бахчевых. 

— Сладкие, вкуснее, чем магазинные, — делится впечатлениями Лиза. — И очень большие, я еле могла поднять.  

Собственная клубника позволила пережить первый непростой фермерский сезон.

— А картошку я в следующем году сажать совсем не хочу. Все 15 соток под арбузы и дыни пойдут, — поддерживает дочку мама. — Знаете, какие они у нас растут — по 14 килограммов весом. Прошлый год был пробным, поэтому продали всего парочку арбузов, остальное ребятня слопала. В этом году наверстаем — плантации расширим, поставим дело на поток. 

Мечта о доме 

Единственный семейный проект, который пока не удалось осуществить, — строительство нового, большого дома. Несколько лет назад Кузнецовы пытались войти в программу жилищного строительства для молодых семей. Однако что-то пошло не так, чиновники предыдущей зейской городской администрации не поддержали, не подсказали, пустили дело на самотек. Собранные с большим трудом необходимые документы остались лежать под сукном мертвым грузом.

Лиза принципиально не ведет счет спортивным победам. 

С тех пор власть в городе поменялась, но оказалось упущено самое главное условие — предельный возраст участников программы. Уже на следующий год после первой попытки Павлу исполнилось 36 лет. Он потерял право на льготные условия для молодежи. Однако в теплом уютном, но стареньком доме Кузнецовых руки не опускают. Часть материнского сертификата удалось пустить на создание фундамента для нового дома. На специально отведенную площадку завезли грунт, стройматериалы. Вот уже пару лет строительный проект заморожен. «Конечно, надеемся и верим, — философски замечает Наталья. — Видно, судьба такая. Главное, детей вырастить, может, они нам дом и построят».