• Вода считается крещенской только там, где ее освятил священнослужитель.
  • Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)

Где вода точно крещенская

— Отец Святослав, есть точка зрения, что на Крещение освящается «все водное естество» на планете. Поэтому любые действия священнослужителя — это только символ, присоединение молитв к уже состоявшемуся явлению. Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда освящаете воду в этот день?

— То, что вы сейчас сказали, — это чистая эзотерика, эзотерическое понимание того, что происходит на Крещение. Сам Христос — создатель христианства — учредил институт священства, чтобы были люди, которые могли совершать богослужения, освящать какие‑то вещества и предметы, в том числе воду. То есть ничего не придумано — это заповедано самим Христом. Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Божия благодать — не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды, прийти и взять освященную воду, а люди не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из‑под крана — святая будет», они не получают святую воду. Можно рассудить так: коль православные священники освящают открытые водоемы, например, воду в Зее, то через водозабор она попадает в кран. Но мы не можем это знать наверняка. Вот там, где воду освятил священнослужитель, там точно она крещенская.

Не портится годами

— Один мой коллега считает: столпотворение, которое происходит каждый год на Крещение в храмах и у купелей, никакого отношения к христианству не имеет. Все эти толпы жаждущих «особой» воды, которую набирают большими канистрами, чтобы купать детей «от сглаза», напоминают очереди за дефицитом в советские времена. Многие даже не понимают смысла — зачем нужна святая вода. Как вы относитесь к такому мнению?

Крещенскую воду пьют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. И окропляют ею жилище. Но по особой нужде в помощи Божией, например при недугах, пить ее можно и нужно в любое время.

— Действительно, есть такая проблема. Но не надо грести всех под одну гребенку. За крещенской водой приходят и воцерковленные люди, которые воспринимают эту воду как святыню, и те, кто верует, но приходит в храм только по большим праздникам. И третья категория — это люди, которые не совсем понимают, что происходит. У некоторых какое‑то магическое отношение к крещенской воде — «вот в 12 часов ночи что‑то из космоса исходит и воду освящает». А есть бытовое язычество, когда человек считает: нужно выполнить ряд каких‑то манипуляций для того, чтобы в жизни все было хорошо. Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо. Атеисты любят говорить, что чудес не бывает. Но чудо состоит не в том, что крещенская вода освящается, а в том, что вода эта не портится. Стоит месяцами — от одного Крещения до другого — и не портится! А хранят ее отнюдь не в стерильных условиях, никто ее не обрабатывает.

— Почему крещенскую воду из любых источников называют иорданской, ведь она не из реки Иордан, а из нашего Амура?

— Потому что в праздник Крещения Господня эта вода по свойствам одна и та же. Сила у нее одинаковая. Крещенская вода исцеляет духовные, душевные и телесные болезни. Она обладает особыми свойствами и для тела, и для души человека, отгоняет бесов. Человеку, одержимому страстями, полезно употреблять эту святую воду, так как она ослабляет бесовское действие.

«Не набирайте много, если не хотите болеть долго»

— Некоторые набирают воду огромным количеством.

— Это совсем не обязательно. Если вы набираете святую воду большими канистрами и бидонами, то получается, вы хотите болеть — долго и много. Возвращаясь еще к первому вопросу, о том, почему многие — и даже некрещеные люди — приходят за крещенской водой и чтобы окунуться в купели. На мой взгляд, это разновидность богоискательства. Человек ищет Бога. И по‑своему выражает к нему отношение. Он постоял в очереди за святой водой, окунулся в крещенскую купель, но на службу не пришел. А придет, возможно, в следующий раз. Для кого‑то это будет путь к Богу, ступенька, чтобы стать последовательным христианином. Пусть некоторые, кто окунулись в крещенскую купель, приобщились не столько к традиции народной, а к чему‑то для них самих неведомому, но из купели выходят другими, почувствовав силу божественной благодати.

— Можно ли, окунувшись в купель в день Крещения Господне, считать себя крещеным православным и носить крестик?

— Нет. Чтобы стать крещеным, человеку необходимо прийти в храм, где священно­служитель совершит над ним таинство крещения. Необходимы вера в Христа, желание жить по его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и православной Церкви.

— Можно ли давать святую воду животным, например собаке, если она заболела?

 — Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

Грехи не смоет

— Некоторые верят, что святая вода, если окунуться в прорубь на Крещение, смоет все накопившиеся за год грехи. Это так?

— Эта вера (точнее — суеверие) нелепа и смехотворна, но крайне живуча в народе. Грехи очищаются только в таинстве покаяния. Человек должен искренне осознать свои злые дела и помыслы, искренне в них раскаиваться и пытаться изменить свою жизнь к лучшему. А то, что ты три раза нырнул и вынырнул в купели и со спокойной душой дальше пошел грешить, ничего общего с христианством не имеет.

От зла защитят молитва и причастие

— Одна из читательниц АП, по соседству с которой живет злая женщина, спрашивает: «Можно ли спастись от плохой энергетики завистливого человека, который тебя сглазил, окропляя себя постоянно святой водой?»

— Вера в сглаз — это суеверие. Хотя и мы, священнослужители, признаем, что есть люди, обладающие темной энергией, которые обращаются к силам зла. Но мы же не знаем ситуацию этой женщины? Может, она все это себе напридумывала. Знаете, как бывает: вот у нее черные глаза, значит, она меня сглазила… Это может быть субъективное какое‑то восприятие. Человек, который живет внимательной духовной жизнью — молится утром и вечером, в течение дня обращается к Богу. Он читает Евангелие, совершает добрые дела и тормозит себя в злых помыслах и поступках, причащается, исповедуется — такому человеку бояться нечего. Если будете жить по заповедям Божиим, ходить на исповедь и причастие, соблюдать посты, то сам Господь будет хранить вас от всего дурного.

Ученые пишут диссертации о святой воде

О том, что крещенская вода исцеляет, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, церковь извещала испокон веков. А вот что именно делает ее такой уникальной? На этот вопрос ученые предпринимали попытки ответить уже не раз. Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина в Москве в 1999 году проводили даже серьезное исследование, результаты которого легли в основу научной диссертации начальника этой лаборатории.

«Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует».

Сотрудники лаборатории начали «следить» за водой, которую набирали в московском водопроводе, 15 января. Отстаивали и замеряли в ней количество ион-радикалов. И обнаружили, что с 17 января число ион-радикалов в воде начинало ползти вверх. Вместе с этим вода становилась мягче, рос ее водородный показатель (уровень pH), что делало жидкость менее кислотной. Пика активности вода достигла 18 января вечером.

И наблюдения специалистов по ядерной физике, занимающихся исследованиями космических излучений, тоже фиксировали, что каждый год именно 18—19 января на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов: в это время мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100—200 раз! Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря. АП поинтересовалась у священника Благовещенской епархии, как к этим и другим научным исследованиям относится сама православная церковь. А еще многих интересует, в какой лучше день набирать святую воду — 18 или 19 января, а еще в какое время?

— Воду начинаем освящать с сочельника, то есть 18 января, после Божественной литургии — это обеденное время, — рассказал Святослав Шевченко. — И второе освящение — на сам праздник, 19 января, тоже после Божественной литургии, то есть в начале второй половины дня. Исследования ученых и нам тоже интересны. Но на сегодняшний день нет доказательной информации, что на Крещение вся вода на планете меняет биолого-химические свойства свои. Церковь осторожно относится к тому, что публикуют. Потому что есть и псевдонаучные утверждения, что вода может запоминать информацию. Ученые японские об этом пишут в СМИ, но только почему‑то в научных источниках этих публикаций нет. Может быть, что‑то с водой и происходит. Но для нас важно то, что Господь прикасается к воде своей божественной энергией. И она меняется на сакральном уровне. Силу этого воздействия измерить нельзя. Поэтому ко всем попыткам как‑то святость зарегистрировать мы относимся прохладно. Это, что называется, по вере вашей да будет вам!