Создателям ремейка в первую очередь следовало обратить внимание на американскую и французскую версии. Что примечательно, режиссер российского «Моста» Константин Статский уверял журналистов, что смотрел все вариации. Оригинальное телешоу продолжается по сей день. В январе 2018-го зрителям презентовали четвертый сезон — сериал живет даже несмотря на то, что его на полпути покинул один из основных актеров. Переделки подобными достижениями похвастаться не могут. И если французский «Туннель» хотя бы дотянул до некоего логического завершения, то американским продюсерам не помогли ни Дайана Крюгер в главной роли, ни обойма опытных телевизионных постановщиков. В США сложные взаимоотношения вымышленных детективов продержались только два сезона и канули в небытие из-за низких рейтингов. В том, что российским продюсерам захочется растягивать удовольствие, есть масса сомнений. На долгую жизнь на отечественном ТВ могут всерьез рассчитывать только ремейки тупых ситкомов с непременным закадровым смехом, тогда как все эти «Налеты» и «Доктора Рихтеры» оказываются слишком трудоемкими, дорогостоящими и при этом далекими от сверхпопулярности. В ситуации, когда очень многим знаком первоисточник, заходить дальше первого сезона рискованно, потому что растерять публику — плевое дело.
Таинственный убийца в скандинавском сериале обращал внимание общественности на проблему бездомных, а у нас тут будет суррогатный алкоголь. Укусит «Мост» и вертикаль власти: герои раскрутят историю махинаций с жильем для детей-сирот.
Не имея ни прав, ни желания кромсать оригинальный сюжет по своему усмотрению, создатели «Моста» постарались перевести его на российские рельсы с помощью довольно странных телодвижений. Так сказать, слегка покрасили «под березку». Таинственный убийца в скандинавском сериале обращал внимание общественности на проблему бездомных. А у нас тут будет суррогатный алкоголь, которым неуловимый злодей потравит для пущего эффекту какую-то элитную свадебку: мучительно умирать гостям придется под судорожные восклицания жениха: «Господа! Господа!» В столь изысканном обществе, действительно, было бы странно рассуждать о лицах без определенного места жительства — другое дело водка, сделанная не ключницей. Укусит «Мост» и вертикаль власти, причем где-то ниже пояса — гоняясь за маньяком, герои раскрутят историю махинаций с жильем для детей-сирот. Этого, действительно, хоть отбавляй в любом российском регионе. Прибавьте сюда шаблонных второплановых полицейских и бандитов, перебравшихся в новый сериал из десятка-другого старых сериалов, и вам останется только пожалеть о том, что делом о трупе на мосту не занимается Рома Шилов из «Ментовских войн». Постреляли бы, конечно, зато уложились в четыре серии запросто. Но зритель имеет дело с попыткой снимать под копирку скандинавский нуар, давно ставший отдельным кинематографическим жанром. И потому зрителю придется пробираться к истине через серые планы, темные коридоры и совершенно ненужные для основной линии сцены.
Главные роли в отечественной адаптации достались Михаилу Пореченкову и Ингеборге Дапкунайте. И если с выбором актрисы очевидно почти все, ведь в ней обязательно должна быть известная доля «прибалтийскости» (наш мост ведет из России в Эстонию), то вот с олицетворением санкт-петербургской полиции получилось не очень. Погрузневший экс-леханиколаев пытается сохранять былой задор, но сюжет требует от его героя совсем другого: по большей части неудачно балансировать между проблемной семьей и проблемной работой. В оригинальном сериале Мартин Руде и Сага Нурен составляли идеальную в кинематографическом смысле пару. Они настолько же похожи, насколько и полярны, и на постоянных противопоставлениях создателям «Моста» удалось выехать на никем не занятую трассу и спокойно катиться по ней до самой развязки. Зрителю было над чем посмеяться и чему удивиться. Более того, у героев было предостаточно времени для того, чтобы изумляться манерой поведения друг друга. Максим Казанцев и Инга Веермаа получились другими: режиссеру приходится буквально за шиворот тащить их в некую общую реальность. Актрисе Дапкунайте, как это ни парадоксально, проще. Хоть ее героине сценаристы и не стали ставить четкий диагноз, психические отклонения никуда не делись — а значит, можно держаться за них, как за перила. Пореченкову никакой точки опоры не досталось. В результате из него получается полицейский без лица, на место которого мог бы встать любой другой страж порядка, хоть из северной столицы, хоть из дальневосточного райцентра.
Второй план и вовсе подводит. Если скандинавам удалось создать несколько побочных линий, за которыми было действительно интересно наблюдать, то в ремейке все, что не делается руками главных героев, выглядит блекло и не очень профессионально. Особенно раздражает журналист, через которого маньяк доносит до взбудораженной общественности свои маниакальные идеи. Российские сценаристы забрали у этого персонажа всю мотивацию до последней крохи, лишили зрителя возможности понять, почему он ведет себя именно так и в итоге оставили для экрана картонную истеричку, вызывающую острое желание нажать на кнопку перемотки вперед при первом же появлении на экране. Не имея возможности полностью погрузиться в историю, зритель вглядывается в видеоряд. И вот здесь создатели ремейка сумели передать атмосферу оригинального «Моста», сделав, к примеру, Санкт-Петербург по-настоящему европейским городом, который вписывается в сюжет в статусе полноправного персонажа. Команда операторов неплохо справляется и с неспешными сценами, и с экшен-эпизодами, а сцена массового отравления на свадьбе по российским телевизионным меркам и вовсе тянет на шедевр. Но все это не ограждает «Мост» от негативных отзывов, которые поступают, в том числе, и от зрителей, не знакомых ни со скандинавской версией, ни с какой-либо еще.
Снимать холодное и бесстрастное кино про поиски серийных убийц у нас вообще пока получается не очень, и любой опыт пойдет на пользу всей индустрии.
Объясняя, для чего вообще затевалась вся эта возня с пересъемками пройденного, Константин Статский упомянул почему-то Антона Чехова: мол, одни и те же произведения великого русского писателя экранизируют чуть ли не каждый год — и ничего. Параллель, конечно, странноватая. Стремление поделиться своим видением классики немного отличается от желания практически покадрово переснимать успешные зарубежные сериалы. И если в случае с «Налетом» зритель получил хотя бы ряд интересных актерских работ, то «Мост» этим похвастаться не может. Первое время небезынтересно наблюдать за угловатыми движениями героини Дапкунайте, но и к этому быстро привыкаешь. С другой стороны, снимать холодное и бесстрастное кино про поиски серийных убийц у нас вообще пока получается не очень, и любой опыт пойдет на пользу всей индустрии. Глядишь, и свое что-нибудь придумают, а то второй сезон «Метода» на экраны как-то не спешит.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии