Фото: ПАО "ДЭК"Фото: ПАО "ДЭК"

Единый расчетно-информационный центр ПАО "ДЭК"

Год назад жители города угольщиков и Новорайчихинска первыми в Амурской обла­сти получили счета за жилищно­коммунальные услуги в одной платежке — от Дальневосточной энергетической компании. В ноя­бре 2017 года здесь открылся пер­вый на Дальнем Востоке единый расчетно-информационный центр (ЕРИЦ). Об итогах работы и пре­имуществах перехода на одну кви­танцию представители энергоком­пании рассказали руководителям городов и районов Приамурья. Во встрече принял участие и замести­тель министра ЖКХ области, кото­рый призвал муниципалитеты по­следовать примеру. 

За единой квитанцией — будущее

Первой слово дали хозяйке го­рода. Как рассказала глава Райчи- хинска Татьяна Родионова, за по­следние 10 лет в городе угольщиков сменилось пять ресурсоснабжаю­щих организаций. Из-за чехарды и долгов тема ЖКХ была болезнен­ной. Главный плюс — увеличение собираемости платежей и сниже­ние долгов.

—  С 1 августа 2016 года и по 1 сентября 2017-го «ЖКХ-Ресурс-Райчихинск» накопил задолжен­ность в 155 миллионов рублей. Из них более 50 миллионов—долги за электроэнергию, свыше 15 миллио­нов — за уголь, более 50 — по налогам и отчислениям внебюджетные фонды. Собираемость коммуналь­ных платежей была чуть более 80 процентов. За 8 месяцев этого года средний уровень составил 93 про­цента, за август — 97,6 процента. Конечно, повлияло и то, что с 1 сен­тября прошлого года пришла новая ресурсоснабжающая организация. На сегодня текущая задолженность за электроэнергию — 6 миллионов, за топливо — 4 миллиона.

20 тысяч потребителей сейчас получают единые квитанции для оплаты коммунальных услуг в Приамурье. Из них 12 тысяч «платежек» рассы­лает Райчихинский ЕРИЦ

Сейчас в единую квитанцию включено до девяти услуг — ото­пление, горячее и холодное водо­снабжение, водоотведение, элек­троснабжение, электроэнергия и вода (горячая и холодная) на содержание общего имущества, вывоз мусора. Татьяна Ивановна перечислила, какие положитель­ные моменты для органов власти принес ЕРИЦ. Это возможность актуальной аналитики по расче­там в сфере ЖКХ, наличие опера­тивного контроля над денежными потоками, снижение вероятности долгов УК перед ресурсоснабжаю­щими организациями. «У нас одно предприятие, которое занимается расчетом и сбором платежей. Мы полностью видим картину. Или че­тыре управляющие и ресурсоснабжающие компании, или всего одна организация», — пояснила прозрач­ность схемы глава города.

Для ресурсников и «управляек» произошло снижение затрат на де­ятельность по расчетам и сборам за ЖКУ. Еще один бонус, по словам ру­ководителя города, — единый про­цесс претензионно-исковой работы, которую ведут энергетики, макси­мально эффективный сбор платы за ЖКХ. «Также это повышение социальной удовлетворенности для або­нента — число платежек меньше, услуги можно получить по прин­ципу одного окна. Доступна ши­рокая сеть пунктов обслуживания потребителей и приема денег. На­личие интерактивных форм обслу­живания — мы можем сейчас опла­тить услуги через Личный кабинет, через сайт подать заявку, провести сверку передачи показаний, все на­много быстрее и удобнее», — пере­числяла Татьяна Родионова.

И если на начальном этапе об­ращений от жителей было много, сейчас жалоб в администрацию нет. «То, что мы участвовали в пилотном проекте и перешли на единый пла­тежный документ за услуги ЖКХ, принесло нам и жителям в итоге положительный результат, хотя сначала и были некоторые про­блемы», — резюмировала глава Райчихинска.Руководитель Амурэнергосбыта подробно разъяснил собравшимся все нюансы перехода на единые квитанции и ответил на их вопросы.

1 минута 55 секунд — среднее время ожиданиея клиента в очереди в Райчихинском ЕРИЦ. В начале было 7 минут

Весь подготовительный этап занял у нас четыре месяца. Под ЕРИЦ адаптировали наш офис, про­вели ремонт. Но самое трудоем­кое — это подготовка базы данных и нашего программного комплекса для работы в территории, — объ­яснил директор Амурэнергосбыта Виталий Стороженко. — Мы све­рили разные базы данных по элек­троэнергии: ресурсоснабжающих организаций, УК, свою. Оказалось много нестыковок, пробелов. Это и было основной причиной обра­щений граждан на первоначальном этапе. Но мы пришли к эталонной городской базе данных, где были идентифицированы актуальные собственники, выявлены квадрат­ные метры площади многоквартирных домов, в частном секторе обнаружены пропавшие клиенты. Если раньше было много вопросов у собственников о наличии и отсут­ствии приборов учета, показаниях, площади жилья и нормативах, то сейчас большую часть мы урегули­ровали.

«Заходите к нам»

В проект ЕРИЦ уже вовлечено 1,5 тысячи абонентов Свободного и Свободненского района. Также единые квитанции получают около 3,5 тысячи потребителей Магдагачи и Чалганов. С октября платить по единой платежке начнут жители семи населенных пунктов Благо­вещенского района — клиенты «Жилкомэнерго» — за пять видов коммунальных услуг. Присутству­ющие задавали вопросы, какие виды услуг энергетики могут вклю­чить, работают ли с ТСЖ, а некото­рые сразу приглашали — «Заходите к нам в Бурею!»

Мы можем зайти куда угодно. Но правильнее это делать, когда большая часть территории готова внедрять единый платежный до­кумент, нужен масштаб, иначе это будет дорого, — ответил Виталий Стороженко. — Что касается видов услуг, то у нас нет ограничения — сколько нужно, столько и внесем в квитанцию, это могут быть и ТСЖ. Например, в Магдагачи в квитан­ции, помимо электроэнергии, только жилищные услуги. Сейчас мы еще ведем переговоры с Фондом капремонта и региональным оператором мусора.

Количество обращений по вопросам начислений в едином центре уменьшилось в три раза с 644 в четвертом квартале 2017 года до 258 в первом квартале этого года

После презентации ЕРИЦ неко­торые руководители уже выразили заинтересованность в создании подобных центров. Особенно акту­ально внедрение современных спо­собов оплаты в отдаленных районах области.

—    Это очень хорошее предложе­ние от ПАО «ДЭК». У нас за мусор отдельно платить приходится, за работу «управляйки» отдельно, за тепло отдельно и за свет отдельно — четыре организации людям нужно пройти пешком, — отметил глава Сковородинского района Алексей Прохоров. — Я считаю, что единая квитанция — это удобно для жите­лей. Сейчас век цифровых техноло­гий, можно вообще оплачивать, не выходя из дома. Как приеду, буду со­бирать ресурсоснабжающие органи­зации, УК, всех, кто может попасть в единый платежный документ, рассказывать о выгоде, увеличении собираемости платы за ЖКУ.

— Сегодня при готовности помещения под офис подготовительный период для перехода на единый платежный документ должен занимать два месяца. Сдерживающие факторы — возмож­ность обеспечить качественное обслу­живание клиентов, подготовить офис ЕРИЦ. Ведь главное преимущество единого центра — это возможность для населения решать все вопросы по жи­лищно-коммунальным услугам в одном месте и с комфортом. Проблемный мо­мент для всех территорий — качество информационной базы: корректное указание площади, владельца жилого помещения.

— Наша позиция — единый платежный документ нужно внедрять и на других территориях. На примере Райчихинска мы увидели, что такой единый ком­плекс удобен не только гражданам, но и поставщикам услуг. Включение на­числений в одну квитанцию позволяет коммунальным предприятиям уходить от непрофильных видов деятельности, снижать затраты на печать и доставку квитанций, работу с должниками. Разъяснения получили представители 10 наиболее перспективных территорий, где возможно внедрение данного про­екта. Я считаю, что сегодня состоялся хороший диалог. Губернатор заострил особое внимание, что надо внедрять новые технологии, перспективные мето­ды работы с населением, упрощать для жителей сам процесс оплаты и работы с поставщиками коммунальных услуг.

Исков меньше - эффекта больше

Еще одно преимущество единого платежного документа в том, что если рань­ше каждый поставщик услуги сам шел в суд, то теперь все это делает ЕРИЦ. «Мы ушли от многочисленных исков в судебные органы — вместо пяти заявле­ний в суд поступает одно, по итоговому платежу. На сегодня направлено более 850 исковых заявлений на общую задолженность свыше 18 миллионов рублей. Практика состоялась — взыскиваться может общий платеж по коммунальным услугам, соответственно, это один исполнительный лист и госпошлина, сниже­ние затрат, ускорение процесса», — рассказал Виталий Анатольевич.