• Фото: Сергей Касацкий

Торжество было приурочено к празднованию 100-летия комсомола и грядущему 45-летию начала строительства БАМа. Для всего БАМа Ярославский вокзал Москвы является исторически значимым местом. Именно отсюда, 27 апреля 1974 года, отправился первый Всесоюзный комсомольский строительный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В его составе было около 600 представителей республик СССР. Среди них был и ныне Герой Социалистического труда Александр Бондарь, работавший на БАМе бригадиром комсомольско-молодежной бригады монтеров пути СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». А в январе 1984 года на этот столичный вокзал точно по расписанию прибыл первый пассажирский поезд, прошедший по БАМу, сформированный в Тынде.

В открытии памятной доски приняли участие вице-премьер Алексей Гордеев, помощник Президента РФ Игорь Левитин, бывшие первые секретари ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников и Борис Пастухов, ветераны строительства железнодорожной магистрали, Герои Соцтруда Александр Бондарь и Ефим Басин. Последний в годы строительства магистрали возглавлял управление строительства БАМа.

– На протяжении всех 10 лет строительства БАМа направлялись комсомольские отряды со всего бывшего Советского Союза, – рассказал Ефим Басин. – На БАМе было построено 50 городов и поселков, проложено свыше 4 тысяч километров железнодорожных путей, возведено 2200 мостов, 8 тоннелей. А грунта перелопачено столько, что им можно было загрузить поезд, который протянулся бы на весь экватор, обогнув земной шар.

Ефим Басин выразил надежду, что опыт этого строительства пригодится при освоении огромной зоны БАМа, в которой сосредоточена почти треть всех природных ресурсов России.

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Гордеев поделился своими воспоминаниями о том, как он, будучи молодым человеком, в 1975 году впервые поехал на БАМ в составе студенческого строительного отряда Московского института инженеров железнодорожного транспорта, а позже, в 1978 году, – по комсомольской путёвке офицером строить восточный участок БАМа в Хабаровском крае в посёлок Ургал.

– Для нас это была отличная школа жизни, время молодости, дружбы, патриотизма, испытания характера, выработки силы воли и, конечно, очень мощный профессиональный опыт, – говорит Алексей Васильевич. – Рад, что сегодня БАМ востребован и наши молодые годы прошли не зря. Сегодня эта дорога имеет пропускную способность до 80 млн тон грузов в год и играет большую роль в экономике и жизни не только Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и всей нашей страны.

Открытие памятной доски также приурочено к 100-летию комсомола. Как отметил Алексей Гордеев, комсомольское прошлое, полное романтизма и подвигов, объединяет многих наших граждан, это целая эпоха в жизни нашей страны. Среди прошлых комсомольцев теперь много успешных людей, которые занимают высокие должности и являются активистами и лидерами по жизни.

– Нам повезло, что в жизни у нас был БАМ, – считает помощник президента РФ Игорь Левитин. – Радует то, что дорога востребована, для ее модернизации и развития выделены большие деньги, с тем чтобы БАМ и Транссиб уже через шесть лет смогли пропускать грузопоток 180 миллионов тонн в год.