Фото из личного архива Александра и Валерия ПономаренкоФото из личного архива Александра и Валерия Пономаренко

Фото из личного архива Александра и Валерия Пономаренко.

Юмористы рассказали ИА «Столица» о сыре и других своих кулинарных предпочтениях, а также поделились рецептами «хрустящего» борща и настоящей донской ухи.

— Господа Пономаренко, ваши сыры будут продаваться под вашей популярной фамилией?

Александр: Нет, назвать их решили в честь французского архитектора Де Волана, построившего наш родной город Новочеркасск, в котором мы и будем делать сыры.

— Как пришло решение открыть сыроварню?

Александр: Дело в том, что мы сыроеды: очень любим сыр! (Смеется.) И наши дети любят! Лет 15 назад мы были в Голландии, и младший ребенок, которому на тот момент было года три, практически один съел круг сыра: вцепился в него зубами и не отпускал! С тех пор мы стали следить за сырами и посещать сыроварни. Сначала делали сыр для себя, а когда все больше знакомых стали хвалить наши сыры, мы поняли, что эксперимент удался — пора двигаться дальше. Даже «Кролики» сказали: «Это же не сыр, это же сало!» («Кролики» — это комический дуэт Владимира Данильца и Владимира Моисеенко. — Прим. авт.).

— И какими сортами вы будете баловать покупателей?

Валерий: Мы решили делать около 20 сортов: тут и пармезан, и гауда, и рикотта, и моцарелла... Главное правило — никакой химии, все на высшем уровне!

— Как за границей: мало, но качественно?

Валерий: Верно! Сырное производство за границей — это автоматически символ качества. Там очень дорожат своим именем. Знали бы вы, сколько мы выбросили сыра, прежде чем нас устроил результат!

— Где в мире самый вкусный сыр, по вашему мнению?

Александр: В Испании, Италии. В Испании мы посетили один частный дворик, где сырами занимаются 200 лет — можете себе представить! Там работают очень приветливые молодые люди, и так у них хорошо! Хотя, может быть, такое ощущение возникло еще и потому, что они нас щедро поили вином. В Черногории тоже неплохие сыры, но там они молодые, а я поклонник выдержанных сортов. И еще, как ни странно, в Германии. Мы там побывали на ярмарке сыров и купили все сорта на пробу. А еще выяснилось, что немцы делают превосходное вино!

— По-вашему, с теми сырами, которые продаются у нас, совсем все плохо?

Александр: Люди привыкли это есть — и им кажется, что, вроде бы, ничего... Но на самом деле наш вкус сильно исказился. У современного человека органы чувств постепенно угасают. Скажем, мы покупаем некий продукт со вкусом красной икры. Первое, что встречает еду — это нос. Он сообщает остальным органам, какая именно еда сейчас поступит в организм, и настраивает на это всю систему. И когда желудок не получает красной икры — хотя нос дал ему именно эту информацию — он в дальнейшем перестает «доверять» носу. И обоняние начинает потихоньку деградировать — так же, как и слух в условиях шумовой засоренности. Я недавно прочитал, что шумовая засоренность — одна из причин инфарктов и инсультов. Зрение тоже сильно портится, потому что глаза не видят горизонта, а видят только дома. И мы теряем осязание, потому что постоянно находимся в одежде и не валяемся на травке. Все постепенно приходит в упадок, и мы уже не можем отличить настоящую еду от химической.

ЕДИМ ТОЛЬКО НАТУРАЛЬНУЮ ПИЩУ

— А вы сами едите только здоровую пищу?

Александр: Стараемся. А постулаты в еде у нас такие: чем проще, тем лучше. Все эти мешанины в виде оливье — ни к чему, потому что это лишние соединения. Например, если человек ест картошку и хлеб, то получается соединение крахмала с дрожжами, от чего происходит вздутие живота. И уже лет 15 мы с женой совсем не едим мяса. Тут нет никакой идеологии, просто однажды летом, покушав шашлыка, я понял, что он лег в желудок тяжелым грузом. Я не могу сказать, что тот, кто не ест мяса — дольше живет. Но я согласен с утверждением: «Чем тоньше еда, тем тоньше натура». У меня появилось больше времени и сил на творчество и другие дела. Потому что на переработку пищи организм тратит 30—40 процентов энергии. А если еще учесть, сколько энергии уходит на переработку постоянно живущих в нас страха и разных психологических проблем... А если имеется внутреннее спокойствие и организм ничем не засорен, то жить горазд легче! Ну и главное: пища должна быть натуральной, потому что такую еду организм сразу же идентифицирует и раскладывает по полочкам. А вот с консервантами организм борется как с ядом, тратя на это огромное количество энергии. Поэтому нужно стараться питаться правильно: побольше есть зелени и овощей. Продукты должны быть как можно ближе к земле и как можно меньше подвергаться переработке.

— В одном из ваших юмористических попурри есть слова: «Тянет к еде ночами». Вас тянет?

Александр: Случается и такое — например, если я целый день не ел. Иногда об этом забываю, а иногда нет времени нормально поесть, а хватать на ходу не хочется. Но бывает это только на гастролях. Иногда думаешь: почему на меня напал такой жор? Тут две причины: либо организм готовится к зиме, либо он почувствовал угрозу. Ведь он не видит разницы между взбучкой от начальника и серьезной физической опасностью, и в любом случае начнет накапливать жир. И тогда человек подсаживается на мучительные диеты. На самом деле сначала нужно привести в порядок свои мысли, добиться постоянного релаксационного состояния, а потом организм самонастроится и поймет, что много еды ему не надо.

ВКУСЫ ИЗ ДЕТСТВА

— Признайтесь честно: вы дрались в детстве из-за конфет?

Валерий: Наши подарки на Новый Год — это мандаринно-конфетные истории. Мы открывали эти кулечки, составляли опись. И если подарки были разные, мы или менялись, или делили. Потому что, например, «Птичье молоко» было плохой заменой «Гулливеру». Но помню, что доходило и до серьезных распрей. Поэтому подарки нам старались дарить одинаковые. А еще я помню настоящие шоколадки «Алёнка» — не чета нынешним! Той если измажешься — вот тебе и «заначка» на руках: есть что облизать. А нынешней даже пачкаться неприятно!

— Какие еще вкусы вам запомнились из детства?

Александр: Помню вкус свекольно-овощной икры, которую готовила наша мама. Это тот же борщ, только в «сухом» виде. Или легендарный сахарок на хлебушке — пирожное нашего детства. А еще рыбу часто готовили — донскую, без которой Валера не соглашается варить уху...

— Валерий, это правда?

Валерий: Правда! Сейчас я житель Риги, и там я тоже изловчился делать уху, но это уже не донская. Классическая донская уха обязательно должна содержать в себе донского сазана. Только в этом случае я возьмусь делать уху. Если нужных ингредиентов нет — ухи не будет! У меня — как в рассказе О. Генри «Третий ингредиент»: «Можно приготовить устричный суп без устриц, черепаший суп без черепах, кофейный торт без кофе, но приготовить тушеное мясо без картофеля и лука совершенно невозможно»…

ВЕГЕТАРИАНСКИЙ БОРЩ И УХА

Мы оба — поклонники борщей, квашеной капусты и прочего разносола, а также рыбных блюд. Валера — признанный мастер ухи!

Уха от Валерия

Мелкую рыбку варим в воде. Потом бульон процеживаем, а рыбку отдаем кошкам. Затем в бульон кладем две головки лука, пять помидоров. Потом в казан кладем донского сазана — кусочками. Сазан должен быть не меньше пяти килограммов, потому что чем больше сазан — тем вкуснее уха. Отдельно размешиваем икру сазана, кладем в бульон. И напоследок подсаливаем, перчим и кидаем укроп. Для придания пикантности добавляем в уху 50 граммов русской водки. Ну и вовнутрь, конечно! Для придания ухе копченого привкуса в ней нужно затушить раскаленный уголек плодового дерева.

Вегетарианский борщ от Александра

Этот вегетарианский борщ я называю хрустящим. В кастрюле мы варим нарезанную картошку, и одну обязательно целую — чтобы потом растолочь для наваристого вида. Тем временем нужно нарезать остальные овощи — именно нарезать, никаких терок! На пахучем растительном масле мы обжариваем лук, как я называю, «до состояния тараканчиков», то есть до такого же цвета. Потом добавляем морковь, болгарский перец, белый корень. И побольше свеклы — чтобы борщ был красным!

Белый корень — пастернак, водится он исключительно в пределах Южного федерального округа, где его очень ценят. Без него я решительно отказываюсь варить борщ! Потом добавляем три четверти стакана томатов. Овощи мы ни в коем случае не тушим, а просто даем перекипеть, чтобы борщ не прокис. Потом все это забрасываем в кастрюлю с картошкой, добавляем капусту и тут же выключаем! Капуста должна хрустеть! Солим борщ в самом конце и настаиваем 20 минут. К борщу хорошо подать сметану, но сначала его хорошо бы попробовать в чистом виде... Скажу, что долго борщ на столе не задерживается. Даже наш водитель, заехав за мной, первым делом спрашивает: «У тебя борщ есть?»

«Кулинарный» анекдот от братьев Пономаренко:

 

Идет по пустыне миссионер. Вдруг навстречу — рычащий лев! Миссионер в отчаянии падает на колени: «Боже! Внуши этому чудищу религиозные чувства!» Лев тут же смиренно присел на задние лапы, молитвенно сложил передние и произнес, глядя в небо: «Боже, спасибо тебе за пищу, которую ты мне послал!»