Голоса торговых пароходов

Равнодушно пройти мимо здания практически невозможно. В нем все выдает исторический памятник. Даже на фоне нынешнего архитектурного разнообразия «Мавритания» выбивается из привычной картины. Один из редких объектов, доживших до наших дней, практически в неизменном архитектурном виде.

Впрочем, неудивительно, ведь авторство проекта приписывается ни много ни мало самому Вячеславу Олтаржевскому — одному из основоположников высотного строительства. На его счету столь заметные объекты, как ВДНХ в Москве, там же гостиница «Украина» и еще целый список впечатляющих зданий в разных частях мира.

— Здание городских торговых рядов Благовещенска является объектом культурного наследия общероссийского значения. Таких зданий в городе всего четыре. «Мавритания» была построена в 1907 году. Стиль — эклектика с элементами псевдоготики. Об этом как раз говорят стрельчатые витражи, окна. Само здание использовалось для торговли. Там продавали мясо, муку, фрукты и другие всевозможные продукты, которые доставлялись пароходами, — рассказывает экскурсовод первой категории Амурского областного краеведческого музея Анна Попова. — Арендаторами помещений были купцы, но само здание построено на средства городского самоуправления.

Одна из главных особенностей городских торговых рядов — холодные подвалы. Их строили с расчетом на хранение больших запасов мяса, рыбы и других продуктов. Есть воспоминания очевидцев, которые уверяют — подвалы устроены таким образом, что их не заливает водой. Те несколько наводнений, что пережил Благовещенск за более чем вековую историю «Мавритании», нисколько ей не навредили. В подвалах всегда было сухо.

К моменту строительства торговых рядов речные транспортные пути уже активно работали. По Амуру ходило около 200 пароходов, у каждого была своя система «голосов». Городская пристань располагалась тут же, у «Мавритании». Причаливая, каждый пароход давал определенный гудок. По нему горожане узнавали, что сегодня привезли мясо, рыбу или что‑то другое. Любители свежих продуктов стекались к торговым рядам за покупками.

Хлебный дух кружил голову

«Мавританию» вряд ли можно назвать отдельным, пусть и выдающимся, элементом в системе городской торговли. Уже в те годы в Приамурье, помимо отечественной продукции, довольно бойко шла торговля иностранными товарами. В Благовещенске работали магазины, основанные немцами по происхождению, велась торговля с Китаем, с Маньчжурией. Знаменитый Чуринский магазин (ныне Центр эстетического воспитания детей) соседствовал с «Мавританией» и был заметно крупнее по площади, однако продавал одежду, сельскохозяйственные машины, парфюмерию, посуду, мебель и так далее. Городские торговые ряды оставались главным поставщиком продуктов питания. Над каждым входом висела вывеска: «Хлеб», «Мясо», «Фрукты». Однако здание торговых рядов возводилось скорее вынужденно.

Дело в том, что до строительства «Мавритании» на Торговой площади Благовещенска (ныне площадь Победы) шла не менее бойкая торговля. Еще в 1868 году на месте снесенных китайских лавок появился двухэтажный деревянный гостиный двор. Здесь же были торговые прилавки. В одном месте купцы могли и продать свой товар, и переночевать.

«Здание использовалось для торговли. Там продавали мясо, муку, фрукты и другие всевозможные продукты, которые доставлялись пароходами».

Однако со временем торговля расширялась, потребности горожан росли. Гостино­дворский базар перестал отвечать реалиям времени. Городские власти приняли решение о строительстве более просторного и современного каменного здания. 

Впрочем, с появлением «Мавритании» Торговая площадь не опустела. Рядом работала городская пекарня, на улице Съестной (район гостиницы «Зея» и мемориала воинов-амурцев на площади Победы). Хлебный дух начинал кружить головы горожан еще за квартал от набережной. Свежий хлеб разво­зили по отдаленным районам Благовещенска специальные люди, которых называли коммивояжерами.

Ту пекарню хорошо помнят многие наши современники. Здание снесли всего несколько лет назад под строительство многоэтажного жилого дома. Городская пекарня до последних дней не изменила своему главному предназначению. 

На самой Торговой площади, прямо перед зданием «Мавритании», проводились ярмарки, а порой и целые цирковые представления.

— Местные китайцы любили развлекать публику дрессированными медведями. Кстати, Китайский квартал, что располагался на перекрестке сегодняшних улиц Мухина и Северной, был заметным конкурентом для городских торговых рядов, — делится Анна Попова. — Царила там страшная антисанитария. Отходы гнили прямо на улицах, однако продукты питания, включая те же яйца, зелень, лук, продавались гораздо дешевле, чем где‑либо. Покупать там продукты не брезговали даже так называемые сливки общества.

На втором этаже Амурского областного краеведческого музея есть картина, которую нарисовал амурский художник Юрий Наконечный. Он изобразил панораму дореволюционной «Мавритании» с китайского берега.

В советские годы собственников у исторического здания было немного. Одно время в нем располагался речной вокзал, потом и до наших дней — Институт геологии и природопользования Российской академии наук. 

Чехов Страны восходящего солнца

Городские торговые ряды отмечены еще одной исторической печатью — на одной из стен установлена мемориальная доска Антону Павловичу Чехову. Прямой связи между «Мавританией» и великим русским писателем нет. Чехов гостил в Благовещенске задолго до строительства главной торговой точки. Доска лишь память о его приезде.

Впрочем, Антон Павлович сошел с парохода на городской пристани 27 июня 1890 года. И первые шаги он сделал по Благовещенску именно в том месте, где спустя 17 лет появилась «Мавритания». Первым делом он заглянул в почтово-телеграфную контору, где получил письмо от родственников, что все живы-здоровы. Почтамт располагался возле горпарка, в здании нынешнего Россельхозбанка.

Известно, что купался Чехов в городской купальне, на месте которой теперь ротонда. То есть также недалеко от будущей «Мавритании». Из его воспоминаний, купание стоило 5 копеек.

Вячеслав Константинович Олтаржевский (17 марта 1880, Москва — 24 апреля 1966, Москва) — автор проекта «Мавритании» в Благовещенске и первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ). Его здания построены в Благовещенске, Москве, Нью-Йорке, Нью-Джерси.

В 1990 году японские кинематографисты перед зданием «Мавритании» снимали один из чеховских эпизодов. Речь идет о встрече писателя с японской красавицей. Говорят, он прикипел к ней во время посещения улицы Красных Фонарей. Была такая в дореволюционном городе на Амуре. Якобы даже увез ее с собой в Париж, там они год прожили, а потом она сбежала. На самом деле никто ее толком не видел и четких подтверждений такому знакомству нет.

Однако японские режиссеры не упустили возможность воплотить этот эпизод в одной из своих кинолент. 

Мавританский стиль

Почему Вячеслав Олтаржевский выбрал столь необычный для Благовещенска архитектурный стиль, история умалчивает. Возможно, уклон в готику связан с происхождением архитектора. Рожденный в Москве, он все же не забывал свои польские корни. Истинно готическим стилем в тот период мог похвастаться только благовещенский католический костел. Если же внимательно присмотреться, то различия между «Мавританией» и католическим храмом все же заметные. Несомненно, Олтаржевский позволил себе некоторые вольности.

Зато «Мавритания» весьма органично вписывается в архитектурные вкусы некоторых североафриканских государств. В свое время там перемешались многие стили и направления. Арабы, испанцы, сицилийцы, те же мавры по очереди на протяжении столетий вносили свою лепту в общепринятые для тех мест строительные настроения. Там по сей день можно встретить здания, очень похожие на благовещенскую «Мавританию». Скорее всего, именно оттуда городские торговые ряды Благовещенска позаимствовали свое название. Мавританскиий стиль сегодня можно встретить и в самой Испании.

 

За помощь в подготовке материала благодарим Амурский областной краеведческий музей имени Г. С. Новикова-Даурского.

Возрастная категория материалов: 18+