«Я сам напросился»: амурчанин Раимжан Сулайманов уходил из Афгана последним

Раимжан Сулайманов — последний советский солдат, покинувший территорию Афганистана. Необъявленная война закончилась ровно тридцать лет назад. Ровно тридцать лет назад в этот же день Раимжан ступил на родную землю. До официального завершения вывода советских войск оставалось полчаса. Раимжан с сослуживцами наблюдали, как после них убирается понтонный мост через пограничную реку Пяндж. Водораздел между войной и миром обретал конечные очертания. Вокруг суетились радостные таджики, солдат встречали цветами, шашлыком, в казанах томился праздничный аппетитный плов. А повзрослевшие пацаны плакали, не стесняясь. Они только что прошли последние километры войны, ежесекундно ожидая удара в спину. При этом четко понимая, что за ними уже никого нет, поддержать будет некому.

Раимжан Сулайманов: «Я ходил за замполитом и упрашивал отправить меня в Афганистан».

Длинная дорога домой

— Последнюю ночь в Афганистане не спали. Все на боевых позициях, ждали возможного нападения. Кроме нас, в районе Кундуза уже никого не осталось, все ушли, мы последние. До дома оставались считаные часы, а мы считали каждую секунду, — вспоминает Раимжан историческую ночь с 14 на 15 февраля 1989 года. Это была последняя ночь десятилетней войны, но расслабиться не получалось.

От афганского Кундуза до пограничного пункта пропуска Шерхан каких‑то 60 километров. Сущий пустяк, но эта утренняя дорога показалась самой длинной в его жизни. Пограничная мотоманевренная группа прошла ее без потерь, хотя неприятностей ждали в любую секунду. Даже ступив на землю советского Таджикистана, пограничники до последнего сжимали в руках оружие. Они были уже дома, но в это поверилось не сразу.

Раимжан — давно амурчанин, но остается восточным человеком: спокойным, мудрым и рассудительным. Разговор с ним, словно чаепитие в восточной чайхане под размеренное повествование. Он узбек по национальности, хоть родился и вырос в Киргизии. По сути же, остается человеком большой и общей страны.

— Я в Афганистан сам напросился. Семья была большая — детей 9 человек, я восьмой по счету. Четверо старших братьев уже отслужили, для нас это считалось почетным, но у меня был особый повод для гордости — пограничные войска. Сначала напросился на советско-китайскую границу. Рвался на заставу, которая располагалась на севере Киргизии. Как‑то из наряда пришел, а старшина говорит: набирается мотоманевренная группа в Афганистан. Я за замполитом ходил, упрашивал его и в итоге оказался в Пянджском погран­отряде, — вспоминает предысторию Раимжан. — Пограничников официально в Афгане не было, поэтому мы носили обычную общевойсковую форму. Задача стояла — обеспечивать охрану колонн, которые проходили через город Кундуз. Располагались в пригороде, на сопке. Рядом «зеленка», из которой нас регулярно обстреливали.

На своей земле легче

О том, что советский воинский контингент окончательно выводится из Афганистана, секретом не было. Раимжан наблюдал, как в сторону Союза проходят военные бронеколонны, и ждал своего часа.

— Помню, поехали за водой. Остановились у реки, набираем, подходит местный житель. Он афганец, но этнический узбек. Мы с ним разговорились. Он прямо сказал: «Жаль, что вы уходите». Отношение обычных крестьян к нашим солдатам было уважительным. Они приходили в нашу санчасть с детьми. Никому в лечении не отказывали. Возможно, поэтому нам не стали стрелять в спину. Наши офицеры тоже грамотно все подготовили. Заранее провели переговоры с афганскими коллегами из правительственных войск. Они, в случае чего, обещали поддержать огнем. Но мы же понимали, что с нашим уходом у них своих забот будет невпроворот.

15

февраля 1989 года Афганистан покинули последние советские солдаты. Сегодня во всех государствах ближнего зарубежья отмечается 30‑летний юбилей окончания необъявленной войны

Перед последними подразделениями советских войск в Афганистане стояла задача покинуть территорию страны к 13 часам 15 февраля 1989 года. Пограничная мангруппа Раимжана пересекла Пяндж на полчаса раньше. Последний боевой приказ на той войне был выполнен беспрекословно. Саперам оставалось собрать понтонный мост, соединявший пянджские берега. Казалось, кровопролитный Афган навсегда остался в прошлом. О том, что в ближайшие годы таджикско-афганская граница станет новым очагом военного противостояния, никто даже предположить не мог. Казалось, все устали от войны. Нашим солдатам хотелось мира.

— Домой мы сразу не поехали, остались на усилении государственной границы СССР. В Таджикистане уже тогда было неспокойно. Однако на своей земле все равно легче, мы же думали, что за нами большая страна, которая не бросит, поддержит. Кто же знал, что всего через два года от нее ничего не останется, — недоуменно разводит руками ветеран.

Одна страна в одном окопе

Сейчас Раимжан с женой проживает в амурском Сковородине. Старший сын — там же, он успел отслужить в российской армии, работает машинистом на железной дороге. Младший — в Киргизии: с невестой знакомится, обустраивает личную жизнь.

Даже сегодня в Кундузе можно встретить следы войны.

Свободного времени у Раимжана практически нет. Ветераны-афганцы быстро находят общий язык в любой точке СНГ вне зависимости от происхождения и места жительства. На войне — в общем окопе, под пулями — у всех была одна национальность и одна страна. Сегодня они живут по тому же принципу.

Сейчас в Сковородине и Сковородинском районе действует одна из наиболее активных ячеек «Боевого братства». Раимжан из числа тех, кто стоял у истоков создания ветеранской организации.

— 12 лет назад на День Победы выходили всего 3—4 ветерана боевых действий. Сейчас у нас полноценная парадная «коробка» набирается, — рассказывает основатель «Боевого братства» в Сковородинском районе общественница Елена Туманская. — Вместе с Раимжаном собирались и ходили по организациям, стучались во все двери. Ветераны стали к нам приходить. Брались за все, что можно, как‑то заработали денег на уборке помойки, накупили игрушек и все передали в детский дом села Бамовское. Сейчас, конечно, задачи более масштабные. Нужно отдать должное, администрация Сковородинского района нас понимает и поддерживает. Прииск «Соловьевский» охотно помогает. Нам удалось сплотить вокруг ветеранов большое количество неравнодушных людей. Вот делегировали Раимжана в Москву на юбилейные празднования, районный бюджет оплатил ему дорогу.

Сегодня Раимжан Сулайманов пройдет в парадной коробке по Поклонной горе. Событие посвящено 30‑летию вывода советских войск из Афганистана. Делегация Амурской области насчитывает 16 человек, а общий счет участникам идет на тысячи. В парадных пойдут ветераны из разных концов страны и государств ближнего зарубежья. Узбеки и армяне, русские и белорусы, киргизы и таджики… Опять все вместе под одними знаменами. Спустя 30 лет Афган не вернул мертвых, но смог объединить живых.

Возрастная категория материалов: 18+