Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №84 (28848) от 15 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 августа 2019,
понедельник

Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге

Кино

Невзирая на все располагающие факторы, жизнь и судьба советского разведчика Рихарда Зорге до последнего времени мало интересовала отечественных кинематографистов. Легендарная личность путешествовала из одного документального фильма в другой, влача за собой статус человека, которому «не поверил Сталин». Все остальные достижения «Рамзая» на шпионской ниве обычно блекли на этом фоне. В 1985 году Зорге появился в качестве персонажа эпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и снова пропал. Восстанавливать справедливость взялись студия Star Media и режиссер Сергей Гинзбург: сериал о резиденте и его опасных играх сняли еще в 2017-м, но на экране он появился только сейчас.

Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге / Невзирая на все располагающие факторы, жизнь и судьба советского разведчика Рихарда Зорге до последнего времени мало интересовала отечественных кинематографистов. Легендарная личность путешествовала из одного документального фильма в другой, влача за собой статус человека, которому «не поверил Сталин». Все остальные достижения «Рамзая» на шпионской ниве обычно блекли на этом фоне. В 1985 году Зорге появился в качестве персонажа эпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и снова пропал. Восстанавливать справедливость взялись студия Star Media и режиссер Сергей Гинзбург: сериал о резиденте и его опасных играх сняли еще в 2017-м, но на экране он появился только сейчас.

Главная роль досталась Александру Домогарову. Особого сходства с оригиналом и самому актеру, и гримерам достичь не удалось, зато таким образом персонажу обеспечили перманентную самоуверенность. Впрочем, начинается все с ситуации, в которой герой вынужден проявить нечто большее, чем просто самообладание. Зорге стоит на эшафоте, на шее его петля, а с уст срываются слова про коммунистический интернационал, которые уважительно протоколирует японец-распорядитель. Сразу становится понятно, что создатели сериала превратили языковую составляющую в условность: большинство диалогов ведется на русском, хоть и подразумевается, что в данный момент звучит немецкий или японский. При этом к работе над фильмом привлекли довольно много японских актеров — что неудивительно, ведь основное действие «Зорге» происходит в Токио и его окрестностях. Сюжет отматывается немного назад во времени, и вот мы видим успешного немецкого журналиста с вызывающим вопросы золотым партийным знаком НСДАП на лацкане, который пьет коньяк с офицерами Вермахта и наслаждается живым вокалом в японских ресторанах. Сценарий мгновенно дает Зорге поводы для плетения интриг. Претенденты на пост немецкого посла в Стране восходящего солнца наперебой обращаются к нему за карьерной поддержкой, разведчику остается лишь выбрать наиболее выгодный вариант.

Тем временем начальник управления НКВД по Дальнему Востоку Генрих Люшков, понимая, что над ним сгущаются репрессивные тучи, бежит в Китай, откуда попадает в Японию и начинает сдавать военной разведке все, что знает. В Москве дрожит в коленках товарищ Ежов, а товарищ Сталин не поддается панике, выстраивая дальнейшую линию поведения СССР. Зорге, которому грозит опасность от самого факта перехода столь высокопоставленного сотрудника на сторону противника, оказывается втянут еще и в конфликт с любимым советским государством. Все это приходится совмещать с работой посольского пресс-секретаря, выстраиванием без пяти минут семейных отношений с японской красавицей, управлением резидентурой (в которой тоже все не ладно) и внезапным появлением давно забытой любви. Гинзбург явно пытается усидеть на всех стульях сразу. В первой же серии имеется момент, когда Зорге ведет себя не просто как законспирированный агент, а словно некий спецназовец, который лишь последним усилием воли удерживает себя от массового убийства. Понять персонажа сложно. Он не предпринимает никаких усилий, чтобы в нужных случаях менять свою внешность, к подчиненным резидентам ходит на чай (и от них же выходит в эфир) и к тому же не очень скрывает интереса к секретным данным. 

Объясняется это перманентное любопытство исключительно журналистским профессионализмом: и немецкие, и японские оппоненты оказываются всякий раз биты этой козырной картой. Зорге разъезжает на мотоцикле по Токио, встречается с агентами у всех на глазах, посещает светские рауты и расплачивается с информаторами ужинами в ресторанах. Заниматься корреспондентской деятельностью у него просто нет времени. Сериал отличается от большинства собратьев по жанру тем, что немцы в нем пребывают в совершенно безоблачном расположении духа и о том, что кто-то может посягать на их тайны, даже не помышляют. За спиной у свеженазначенного посла Ойгена Отта, правда, маячит некий угрюмый юноша в мундире. Но он, похоже, всего лишь ревнует, что посол уделяет столько внимания какому-то там штатскому журналистишке. Создателям сериала лень раскачивать саспенс (состояние тревожного ожидания. — Прим. ред.), как это было, к примеру, в схожей по тематике «Красной капелле». По сути, зритель получает набор ярких и не очень картинок, на которых разнообразные герои произносят нужные фразы. Карточка — Кремль, под ней — японская деревушка, еще ниже — квартира Зорге, опять Кремль, и так далее по списку. Цельный сюжет из этого построить не только сложно, а решительно невозможно. Как и поверить в то, что эти странные орденоносные мужчины в кабинете Сталина хоть как-то связаны с происходящим «в Японии».

Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге.

Советская линия Гинзбургу вообще дается с превеликим трудом. Ну, раздали Анатолию Дзиваеву, Василию Мищенко и Сергею Багирову роли Сталина Ворошилова и Берии, а делать-то с ними что? Отцу народов в этом смысле немного проще, знай себе зыркай исподлобья и говори с большими паузами. Остальные пребывают в своих образах, как в неизвестно чьих костюмах — и повернуться неловко, и неподвижно стоять глупо. Герои то вспоминают, что они активировали адскую машину террора против собственного населения, то превращаются в рассудительных граждан, готовых всегда вступиться за далекого подчиненного, даже если Сталин опять зыркает. Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге — лишь по той причине, что тот узнал об аресте своего прямого руководителя Яна Берзина, и отказывается приезжать в Москву, не встретившись с ним. В сюжет вводят радиста Макса Клаузена, которого неважно играет Андрей Леонов, а также его многострадальную жену, которую хорошо играет Юлия Ауг. И все это в облаке сплошных недомолвок, и они отнюдь не выглядят, как продуманное сценарное решение. Удастся ли свести две локации в единое пространство в следующих сериях — очень большой вопрос.

Таким образом, зритель получил героя, которому не хочется сопереживать, даже зная о его печальной судьбе. Пока что он лишь ведет раскованную жизнь буржуа (кто б захотел обратно в Москву) и в экстремальные ситуации попадает чаще по собственной вине. Выхолощенная Япония ничем не привлекает взор, Россия и вовсе представлена одним кабинетом и одной сельской улицей, остальной мир существует исключительно в воспоминаниях и передовицах. Рихард Зорге — достаточно противоречивая фигура, шпион, вынужденный оперировать скорее слухами и предположениями, нежели конкретными данными. Все же сумел принести Советскому Союзу пользу в сентябре 1941 года, предоставив информацию о том, что Япония не готова к нападению. Это позволило задействовать дальневосточные дивизии в обороне Москвы. Судя по всему, создатели сериала намерены вести зрителя именно к этому событию, а в концовке вернуть героя на эшафот, но, как оказалось, для интересного сценария нужно нечто большее, чем общеизвестные факты. Ах, да — во второй серии появляется оружие ниндзя. Но это, скорее, не к Зорге, а к Фандорину.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»
Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым
Огонь, вода и всякая ерунда: рецензия на новый кинокомикс «Человек-паук: Вдали от дома» 
Победителей не будет: рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

Почти все амурские подтопленцы вернулись из пунктов временного размещения в свои домаОбщество
Движение по трем участкам дорог в Благовещенске будет ограничено из-за ремонтаОбщество
Федор Бондарчук думает над сценарием фильма о жесткой посадке А321 на кукурузное полеОбщество
Инспектора Благовещенской таможни подозревают в вымогательстве взяткиПроисшествия
Гороскоп на 18 августа: Козероги поговорят по душам, а Стрельцы отдадутся романтическим переживаниямСоветы
Экологи не обнаружили опасных цианидов в воде и почве подтопленных селах Мазановского районаПаводок—2019

Читать все новости

Кино

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте» Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Система Orphus