Кадры из к/ф «Люди Икс: Темный Феникс»Кадры из к/ф «Люди Икс: Темный Феникс»

В богатой кинематографической биографии «Людей Икс» было много разных режиссеров, включая Мэттью Вона и Бретта Ратнера, но на протяжении всех этих лет франшиза прочно ассоциировалась с именем Брайана Сингера, который с завидным упорством посвящал комикс-мутантам все имеющиеся у него силы. Сейчас у постановщика дела идут не очень (обвинения в домогательствах, «Богемская рапсодия» и все такое), поэтому продюсер Саймон Кинберг, продвигавший франшизу со времен «Первого класса», решил, что с режиссурой справится сам. А заодно и в сценарии карандашиком поработает. Именно на этом этапе судьба «Темного Феникса» была окончательно и бесповоротно решена. Сколько бы ни говорили актеры в постпремьерных интервью о том, что «Саймон рос вместе с ними», нельзя не увидеть в картине, как дебютант-постановщик тянет в пропасть всю затею. Очевидно, что Кинберг из кожи вон лез, чтобы кино понравилось боссам Disney и он остался рядом с курицей, которой предстоит вместо золотых яиц нести бриллиантовые. Рецепт был прост: собрать в одном сценарии как можно больше комикс-штампов, сделать пару громких заявлений, прославляющих какой-нибудь очередной «-низм», не забыть про набившие уже многослойную оскомину семейные ценности, а в промежутках не забыть про сражения могучих мутантов. Получилась нелепая мешанина, из которой печально торчат головы всемирно известных персонажей: им явно нечего сказать.

Забавно, что Темный Феникс уже фигурировал в «старом» составе «Людей Икс», в том числе и в качестве центрального персонажа в фильме «Последней битвы». Потом сценаристы вдоволь позабавились с временными петлями и параллельными реальностями, так что все что угодно стало можно начинать с чистого листа. Кинберг и начал — почти. Мутант Джин Грей в исполнении Софи Тернер вновь появилась на экране в «Апокалипсисе» и уже там демонстрировала силу Феникса: это когда застенчивая с виду девушка вдруг выпучивает глаза, вытягивает руки и превращает окружающее пространство в руины и пепел. В первых сценах нового фильма нам показывают восьмилетнюю Джин, которая нечаянно устраивает автокатастрофу и остается сиротой — а смертельно опасных сирот в этом мире отдают профессору Ксавьеру, он их в школе учит. Пощипав публику за душу и глазки, режиссер хватает за рога совершенно непокорного ему быка и переносится в начало 90-х, чтобы иметь возможность запулить отряд мутантов на орбиту Земли. Там они спасают беспомощных астронавтов, а главная героиня тем временем впитывает в себя фиолетовое свечение, блуждающее по космосу в поисках непонятно чего. Дальше начинается традиционная возня: Джин пытается сдерживать рвущуюся наружу ярость, Ксавьер увещевает, Магнето наносит увечья друзьям, мутанты-статисты суетятся на фоне. В итоге вся логика «Темного Феникса» выстраивается вокруг одного покойника — и вся метафора суперфинала тоже заключается в нем.         

Конечно, воспитанники Ксавьера и раньше были не прочь собраться на погосте и устроить там смесь акта скорби с сеансом групповой терапии, но никогда это не происходило настолько тупо и пафосно. Кинберг лишает персонажей всякой самостоятельности, вынимая их из коробочки по мере необходимости. Доходит до абсурда: в картине заняты современные актеры первого порядка, от МакЭвоя и Фассбендера до Тернер и Честейн — и им совершенно нечего делать. Сценарий переписывали столько раз, что он превратился во что-то совершенно иное — никакой истории здесь нет и в помине. Сбоку привинчены какие-то невнятные инопланетяне, которые то косплеят плохих вампиров из «Сумерек», то притворяются терминаторами. Нужны они лишь для того, чтобы истерички-мутанты не перебили друг друга, а заодно и людишек, с которыми вот только недавно подружились.

Воспитанники Ксавьера и раньше были не прочь собраться на погосте и устроить там смесь акта скорби с сеансом групповой терапии, но никогда это не происходило настолько тупо и пафосно.

Актрисе Честейн крупно повезло: ее героиня переплюнула суперзлодея из недавнего комикса «Шазам!» по никчемности и отсутствию всяческой харизмы. Конфликт между самими мутантами тоже потрясает глубиной, постоянно пребывая на уровне «я ее любил, а я тоже, давайте кого-нибудь убьем». Режиссер вынимает из закромов все подряд, и даже странно, что из-за угла не выбегают Колосс с Боеголовкой, чтобы еще больше усилить мощь лебединого песнопения. Поклонники оценили эти потуги еще на тестовых просмотрах: пришлось многое переснять, но не помогло.

Постановщик не делает решительно ничего, чтобы зритель хотя почувствовал себя в другой эпохе: перед нами 90-е, лишенные всяких признаков 90-х. Зато, тренируясь дома перед зеркалом быть руководителем на съемочной площадке, Кинберг явно воображал себя каким-нибудь Брайаном Де Пальма. Иначе трудно объяснить стремление ко всем этим побитым молью сценам, в которых кто-то улетает на подножке вертолета, болтая в воздухе ножками. Про финальную битву (ночью! в поезде!) промолчим — никого нельзя заведомо лишать столь изысканного удовольствия от зрелища. Скажем лишь, что оно является достойным завершением бессмысленной беготни, которая происходит на экране добрых полтора часа — с остановками в точках «папочка, ты жив» и «ах, вот чья это кровь». До «Темного Феникса» Грей была секретным оружием Ксавьера, ядерным чемоданчиком, который нельзя использовать никогда, кроме самых крайних случаев. Да и то лучше не надо. Кинберг превратил героиню в великовозрастную «воспламеняющую взглядом», только там, где у Стивена Кинга были беззащитность и любовь, у него истерика и надутые губки. Это, впрочем, применимо ко всем персонажам, вплоть до президента США, который проходит быстрый и комичный путь от «Милые мутанты, помогите спасти астронавтов, вся надежда на вас» до «Не звоните сюда больше». Вряд ли все, кто создавал «Людей Икс» столько лет, хотели, чтобы зрители хохотали в голос, прощаясь с ними.

Парадоксально, но в тех немногочисленных местах, где фильм на самом деле пытается веселить публику, у него тоже ничего не выходит: взять хотя бы шутника и балагура по имени Ртуть, который в «Темном Фениксе» предстает чем-то вроде мебели. В результате зрителю приходится долго следовать неизвестно за кем во вполне ожидаемую концовку, потом выслушивать очередную пафосную надгробную речь, потом наблюдать за никому не нужными знаками с небес, которые как бы оставляют надежду на продолжение, а не перезапуск. В ожидании сцены после титров, которой не будет, можно как следует проникнуться музыкой Ханса Циммера: при всей своей торжественности эти композиции — лучшее, что есть в этом проекте. По крайней мере, за душу они берут сильнее, чем бесконечные суперменские вертикальные взлеты Джин, очередной помятый шлем Магнето и бессмысленный акцент на отнявшиеся ножки профессора. В начале фильма Мистик, которая тоже дуется и истерит, прямо говорит Ксавьеру: мол, в нашей команде все делают девочки — может, пора переименовать «Людей Икс» в «Женщин Икс»? Конечно, столь прямых наводок компании Disney давать нельзя, но в целом «Темный Феникс» показал, что права выкуплены почти своевременно — с опозданием всего на один фильм. У большой семьи мутантов действительно назрели проблемы. А последний ход и подавно завел ее в тупик.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.