«Нужны дороги, аэропорты, поезда — хотя бы обычные» — Александр Козлов назвал главные проблемы ДФО

«Уже сегодня люди, живущие на Дальнем Востоке, должны зарабатывать в два, три раза больше. Это — стимул остаться, а для других — это стимул приехать на Дальний Восток», — заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Как отметил глава ведомства, в последние годы ДФО получает беспрецедентную поддержку от федерального центра, но пока остается очень много проблем, которые необходимо решать. В том числе — низкое качество жизни, проблемы с транспортным сообщением, большое количество ветхого жилья. Об этом Александр Козлов рассказал на прошедшем заседании итоговой коллегии Минвостокразвития.

Инвестиции в Дальний Восток выросли

По словам министра, в последнее время промышленное производство на Дальнем Востоке росло почти в три раза быстрее общероссийских темпов, за 4 года в Дальний Восток вложено 33 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций.

— Благодаря созданным уникальным преференциальным режимам (ТОР, СПВ, инфраструктурная и административная поддержки) бизнесмены повернулись в дальневосточную сторону. В регионе начали строиться предприятия, создаваться новые рабочие места. Условные весы, на которых инвесторы взвешивают «за» и «против», тянут их на Дальний Восток, — заметил Александр Козлов. — В ДФО стартовали крупнейшие стройки страны. Например, в Амурской области — это газоперерабатывающий завод с проектной мощностью 42 миллиарда кубометров газа в год.

В общей сложности на Дальнем Востоке реализуются 1 610 инвестиционных проектов, 217 предприятий уже запустились. Сейчас Минвосток разрабатывает меры, которые позволят поддержать инвесторов: снижение ставки кредитования для перерабатывающих предприятий и субсидирование процентной ставки по банковским гарантиям в целях ускоренного возмещения НДС.

— Президент России Владимир Путин четко поставил перед нами цель. Ускорение экономического роста. И мы работаем в этом направлении. Какие-то механизмы — на достижение этой цели — уже успешно работают, а какие-то требуют усовершенствования или принятия, — добавил министр.

Действующие предприятия помогут модернизировать

Как заметил Александр Козлов, новые механизмы поддержки рассчитаны на новые инвестиционные проекты. Но уже работающие предприятия также нуждаются в помощи государства. Министерство предлагает ввести специальный вычет, который будет стимулировать модернизацию существующих предприятий.

— По этому механизму инвестор сможет вернуть затраты на модернизацию своего предприятия. После проведения модернизации он сможет уплачивать меньше налогов на прибыль, на имущество и земельного, тем самым возвращая вложенные средства в новые мощности, — объяснил министр.

Энерготарифы нужно снижать

Еще одна важная мера для экономического развития ДФО — снижение стоимости электроэнергии.

— Мы выступаем за продление действующего механизма снижения энерготарифов для промышленных потребителей. Принятое Владимиром Путиным в 2017 году решение о снижении тарифов стало существенным фактором ускорения социально-экономического развития макрорегиона, — подчеркнул министр. —  Для 86 тысяч предприятий и 7 тысяч бюджетных организаций в пяти дальневосточных регионах тариф был снижен. По новому поручению президента — механизм будет продлен до 2028 года. Разработанный нами законопроект сейчас уже проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Аграриев поддержат субсидиями

Кроме того, разрабатываются меры поддержки сельхозпроизводителей. Минвостокразвития предлагает предусмотреть компенсацию затрат на мелиорацию и известкование почв сельскохозяйственным проектам, а также на введение в оборот залежных земель. 

— А если увеличить размер возмещения части понесенных затрат на создание молочных ферм, и ввести возмещение на создание теплиц, то это позволит кратно увеличить число предприятий, которые будут поставлять на местный рынок молочную продукцию и овощи, — объяснил Александр Козлов. — Кроме этого, мы поддерживаем министерство сельского хозяйства России, которое выступает за субсидирование затрат крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов на энергоносители и доставку техники. Это поможет остановить их масштабное сокращение.

Пошлины на вывоз кругляка будут поднимать

«Дальний Восток – это не сырьевой придаток. Мы должны с умом подходить к распределению ресурсов», — заявил на совещании Александр Козлов. Как он отметил, министерство предложило повысить таможенные пошлины на вывоз необработанного леса. И эта инициатива одобрена. С 1 января 2019 года пошлины увеличилась до 40 %. С 1 января 2020 года ее поднимут до 60 %, а с 1 января 2021 года — до 80 %.

— Мы все говорим о том, как дико вырубается лес. Сколько кругляка вывозится. Это надо прекращать! На территории Дальнего Востока должны быть созданы производства по переработке; местные должны их создавать и местные же заниматься экспортом, — прокомментировал глава ведомства.

«Из Анадыря в Благовещенск приходится летать через Москву»

Больная мозоль Дальнего Востока — авиационное сообщение. По словам Александра Козлова, одной из первых его задач на посту министра стало обеспечение жителей льготными билетами.

— Мы заступили именно в тот момент, когда за две недели кончились все льготные билеты на Дальнем Востоке. Люди вообще не могли никуда улететь. Почему так случилось? Потому что финансирование сокращалось три года подряд, но мы добились перелома ситуации. На Дальний Восток уже выделено 5,5 миллиарда рублей, это почти в два раза больше, чем в 2018 году. Кроме того, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил выделить в 2019 году на субсидирование авиаперевозок дополнительные 2,7 миллиарда рублей. За счет этого будет перевезено больше одного миллиона пассажиров (в прошлом году – 600 тысяч), — рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.

78

лет должна составлять продолжительность жизни дальневосточников

Кроме того, с этого года право на льготные билеты получили многодетные семья, а сама программа стала круглогодичной. Перечень субсидированных маршрутов увеличился до 134 направлений. Однако часть из них существует только формально.

— Мы можем констатировать, что на сегодняшний день 28 маршрутов не открылись. Например, такие как Благовещенск — Владивосток — Благовещенск, Анадырь —Новосибирск, Южно-Сахалинск — Елизово, Чита — Владивосток. Причина — размер компенсации авиакомпаниям не соответствует потребностям затрат. Поэтому впереди много работы по этому направлению, — рассказал Александр Козлов.

Остается нерешенным вопрос региональных авиаперевозок. Хотя еще 28 ноября 2017 года премьер-министр поручил создать региональную компанию на Дальнем Востоке.

— Я могу ответственно заявить, что поручение до сих пор не выполнено теми ведомствами, которым это поручено. А жители Дальнего Востока продолжают летать из Анадыря в Благовещенск через Москву. Или из Южно-Сахалинска через Хабаровск в Магадан, — подчеркнул глава Минвостока.

В международных аэропортах ДФО нужно вводить Tax Free

Минвостокразвития выступает за введение во всех международных аэропортах Дальнего Востока услуги Tax Free — возврат иностранным туристам НДС при вывозе товаров за границу. С апреля 2018 года Tax Free действует в 12 регионах России в порядке эксперимента, но ни один субъект ДФО в их число не вошел.

— За время действия пилотного проекта иностранцы купили в России товары на 8 миллиардов рублей. Средний чек покупки у иностранцев, использовавших Tax Free, составил 100 тысяч рублей, самыми активными покупателями были китайцы. И ни для кого не секрет, что наибольшее число туристов из Китая посещает Москву и Санкт-Петербург, а на третьем и четвертом местах — Владивосток и Благовещенск. Поэтому Tax Free, уверен, принесет свои плоды, — считает Александр Козлов.

Ипотеку снизят до 2 %

Еще одна цель, которая стоит перед министерством, — повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня выше среднероссийского. Для того, чтобы поддержать жителей решено, что семьи, где рождается первенец, будут получать единовременные выплаты в размере двукратной величины прожиточного минимума в регионе. При рождении второго ребенка — региональный материнский капитал — 135,9 тысячи рублей. 

Планируется решать и жилищный вопрос. Семьи, у которых больше одного ребенка, уже могут взять в ипотеку жилье под рекордные 5 %. Кроме того, разрабатывается механизм предоставления дальневосточникам льготной ипотеки в 2 процента.

— Кредит будет выдаваться сроком до 20 лет, без первоначального взноса. Планируем, что первый кредит выдадим до декабря этого года, — рассказал Александр Козлов. — Предполагается, что первыми пользователями «дальневосточной ипотеки» станут такие категории граждан, как участники программы «Дальневосточный гектар» и молодые семьи, в которых возраст одного из супругов не достиг 35 лет. Максимальный размер займа составит 4 миллиона рублей для строительства жилья, приобретения домокомплекта для участников программы «Дальневосточный гектар» и для приобретения жилья эконом-класса для молодых семей.

По данным Минвостокразвития, сейчас в регионах ДФО на учете в качестве нуждающихся в жилье стоят около 15,8 тысячи молодых семей. Еще 8,2 тысячи человек готовы строить дом на своем гектаре.

«"Дальневосточный гектар" — не переселенческая программа»

Также министр прокомментировал реализацию программы «дальневосточный гектар» на Дальнем Востоке. Недавно спикер Совфеда Валентина Матвиенко раскритиковала работу Минвостокразвития, в том числе она поинтересовалась: действительно ли «дальневосточный гектар» — инструмент привлечения жителей в регион или только пиар-акция. Как заметил Александр Козлов, выделение бесплатного гектара — это в первую очередь это упрощенная процедура получения земли.

— То, что программу начали воспринимать как переселенческую программу — неправильно. Дальний Восток, конечно, нуждается в том, чтобы отток прекратился, но мы же все прекрасно понимаем, что в 21 веке — веке урбанизации и цифровых технологий — работать на земле хотят единицы, — рассказал он. — Но все же эти люди есть. Кто-то хочет построить дом, кто-то собирает мед, кто-то планирует заняться бизнесом. Идей у людей много, а мы им упростили получение земельного участка. Сегодня почти 69 тысяч человек уже получили землю, еще примерно семи тысячам выдача земли одобрена. Много это или мало? Для Москвы, наверное, мало, но для Дальнего Востока – 69 тысяч человек – это много! И я не устану повторять, что для наших регионов каждый человек – важен!

К 2024 году как минимум половина региональных дорог в ДФО должна соответствовать нормативному состоянию, а аварийное жилье — полностью исчезнуть.

«Никогда наши регионы не получали столько федеральных денег»

Беспрецедентной назвал Александр Козлов поддержку, которую сейчас из федерального бюджета получают дальневосточные региона на строительство и ремонт социальных объектов. На Дальнем Востоке определи 58 центров эконмического роста, где будут реализованы инвестиционные проекты. Минвосток вместе с региональными властями проанализировал имеющиеся там проблемы и выделяет средства на их решение.

— Например, в Амурской области строится крупнейший в России газоперерабатывающий завод, а в городе Свободном, рядом с которым развернулось масштабное строительство, огромная проблема с чистой водой. Поэтому деньги, в рамках «Единой субсидии», были выделены в частности и на строительство системы водоснабжения и инженерные сети, — рассказал министр.

Кроме того, благодаря субсидии в Благовещенске возобновилась реконструкция набережной реки Амур, в Свободном в этом году возведут пристройку к детскому садику, а также отремонтируют инфекционное и травматологическое отделения горбольницы.

Всего до 2021 году в 11 регионах ДФО построят и модернизируют 431 социальный объект. Из федерального бюджета на эти цели выделено больше 94 миллиардов рублей.

— Эта работа для Дальнего Востока — беспрецедентная. Еще никогда наши регионы не получали столько федеральных денег для строительства и ремонта социальных объектов. Еще пять лет назад в госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», не учитывая магистральные проекты, на социальные объекты было заложено 0 рублей 0 копеек! А сегодня — трехлетний бюджет перевалил за 184 миллиарда рублей! Никогда. Никогда Дальний Восток не получал столько денег, — подчеркнул Александр Козлов.

«Нужны дороги, аэропорты, поезда»

В прошлом году началась работа над созданием национальной программы развития Дальнего Востока. Сейчас проект находится в правительстве РФ, он прошел согласования с 22 министерствами и ведомствами. На прошлой неделе его представили в Совете Федерации.

— Мы посчитали все, что нужно, чтобы сделать рывок и превысить среднероссийские показатели. Посчитано по доступности медицины, образования, спорта и других сфер. Например, надо дополнительно построить 112 детских садов, 891 фельдшерско-акушерский пункт. Капитально отремонтировать 480 школ, 388 объектов культуры, 1205 медицинских организаций!  Дальнему Востоку нужны больше тысячи машин скорой помощи и 13 тысяч единиц нового медицинского оборудования. Мы посчитали также и то, что региону не хватает 4 329 врачей и участковых. Численность полицейских, от которых зависит первичная профилактика преступлений, необходимо увеличить до 2 414 человек! Нужны дороги, аэропорты, поезда — пока еще обычные, чтобы просто ходили. Необходимы выплаты и дальневосточные бонусы, — прокомментировал Александр Козлов. — Да, это дорого. Но мы считаем, что это того стоит.

Как добавил министр, в каком виде будет подписана программа, будет известно в сентябре. «Мы ожидаем, что Владимир Путин сделает это на пятом Восточном экономическом форуме. Решение за правительством и главой государства», — заключил Александр Козлов.