Скорые перемены: в Благовещенске обсуждают реформу автопарка станции скорой помощи

Несколько лет Амурская область, как и другие регионы России, получала новенькие автомобили скорой помощи по федеральной программе. Однако с этого года Министерство промышленности и торговли РФ прекращает поставки медицинского транспорта. Дальше замена изношенного автопарка ложится региональный бюджет. Правительство Приамурья рассматривает предложение передать содержание машин одной из госкорпораций на условиях концессии. Но коллектив станции опасается, что такая реформа разрушит работу скорой. Чтобы разобраться в ситуации, создана рабочая группа, в которую вошли представители станции скорой помощи, регионального министерства здравоохранения и члены Общероссийского народного фронта.

Госпоставок автомобилей больше не будет

Как объяснили представители амурского минздрава на первом заседании рабочей группы, задуматься о том, чтобы переложить заботу о парке скорой помощи на стороннюю организацию, им пришлось после перемен в федеральном законодательстве.

— Раньше автомобили нам поставлял Минпромторг, но с 2019 года этого не будет, — рассказала и. о. министра здравоохранения области Евгения Жарновникова. — На сегодня изношенность автопарка в Благовещенске — 66%, а в районах  еще выше. И у нас очень большой недостаток автомобилей. Только в этом году три автомобиля попали в ДТП и не подлежат восстановлению. В бюджете денег на покупку машин нет. Ну еще десять лет мы поработаем на этих машинах, а как дальше решать проблему?

АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» предложило российским регионам привлечь к обновлению парка частные инвестиции. Один из главных претендентов — государственная корпорация «Ростех». Планируется, что совместно будет создан оператор, который закупит новые машины и будет их обслуживать. Возврат инвестиций будет происходить за счет платежей от ФОМС в рамках исполнения госконтракта. В Амурской области сейчас обсуждают идею и возможность войти в число участников пилотного проекта. Как отмечают власти, благодаря этому Благовещенск без лишних затрат сможет получить новые современные скорые, а имеющиеся у городской станции машины область распределила бы по нуждающимся районам области.

 «Водители — это члены бригады»

Главный вопрос, который ставят сотрудники скорой: что будет с водителями, если станция останется без собственного транспорта? По словам представителей Минздрава и ОНФ, всех водителей новая организация должна будет официально принять на работу. И, как заверил во время переговоров предполагаемый инвестор, их зарплата ни на копейку не уменьшится. При этом подрядчик возьмет в аренду гараж станции, то есть при новой схеме работы машины и водители будут находиться там же, где и сейчас.  

Бывают ситуации, когда именно от водителя скорой помощи зависит жизнь пациента.

Представители станции возразили, что по закону водитель входит в состав выездной бригады скорой помощи. Причем он должен не только доставить врачей к месту вызова по кратчайшему маршруту, но и содержать в рабочем состоянии приборы специальной сигнализации, а также следить за правильностью размещения и закрепления бортовых медицинских приборов. Это отражено в приказе Минздрава РФ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». И медики не уверены, что все эти требования будут выполняться, если водитель будет числиться в другой организации.

— У нас водители — это не просто водители, это член бригады. Я работаю старшим врачом, и они подчиняются мне. Если я сказала, что надо задержаться на час, он задержится на час. И получит сверхурочные, не так, как захочет частник, а так, как положено по трудовому законодательству, — рассказала старший врач смены Юлия Пащенко. — Я проработала на станции больше 30 лет. Бывают ситуации, когда именно от водителя зависит жизнь пациента. У нас нет проблем с нарушениями дисциплины, она идеальная. Но сейчас это все очень легко сломать.

В качестве примера она привела ситуацию в Пермском крае, где организация, взявшая на обслуживание автопарк, около полугода задерживала зарплату водителям, что в итоге привело к акциям протеста.

«Не расформировывайте бригады скорой»

Юрист городской станции скорой помощи Алексей Комаров предложил свой вариант решения: переложить на инвестора только содержание автопарка, а водителей оставить в штате скорой.

66

процентов составляет изношенность автопарка станции скорой помощи Благовещенска

— Организация заинтересована в нашем автопарке, так пускай им автопарк и передадут. Они могут набрать слесарей для обслуживания. Но водитель, как часть бригады, остается в структуре скорой помощи, — объяснил он. — И соответственно задачей сторонней организации будет только предоставление автомобиля.

Члены Общероссийского народного фронта это предложение поддержали и попросили министерство здравоохранения проработать вопрос.

Задача рабочей группы — минимизировать риски

Еще одна проблема, которую подняли представители скорой помощи, — негативный опыт других регионов, где в прошлом уже внедрялись похожие программы. Так, в России были случаи банкротства организаций, которым передали на обслуживание автопарк, в некоторые регионы машины поставлялись с неполной комплектацией.

По мнению представителей власти, обезопасить регион от рисков должен правильно составленный контракт с подрядчиком. Поэтому к работе над ним решили привлечь не только министерство здравоохранения, но и представителей станции скорой помощи, а также специалистов минюста и ОНФ.

С 2016 по 2018 год парк автомобилей скорой помощи в регионах обновлялся за счет федерального бюджета. Но начиная с 2019 года деньги на это направление в государственной казне не заложены.

Самое главное — это договор. Сейчас и в министерстве здравоохранения идут жаркие дебаты по поводу того, что вносить в него. Если в договоре не прописать необходимое оборудование, его там не будет, — прокомментировал сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Руслан Дуб. — Вы ссылаетесь на опыт других регионов, а надо смотреть на договор, который был там заключен. В ряде субъектов такие договоры заключили, что там сейчас разбираются правоохранительные органы.

Его поддержала член амурского ОНФ Жаккелина Орлова. По ее словам, если организация не выполнит условия концессионного контракта, то он будет расторгнут. Условия технического задания и требования, которые будут заложены в договоре, ОНФ предлагает отработать как раз на заседаниях рабочей группы.

— Этот документ мы будем еще неоднократно пересматривать, по каждому из пунктов, которые обозначены сотрудниками скорой помощи. Не в наших интересах, чтобы пострадали наши люди, — заверила и. о. министра здравоохранения Евгения Жарновникова. — Мы собрали эту группу, чтобы вместе найти пути решения.

Переход состоится не раньше нового года

По предварительным расчетам, процедура передачи в концессию автопарка скорой займет около полугода. По словам сопредседателя амурского штаба ОНФ Руслана Дуба, пока разрабатывается постановление правительства, которым будет объявлен аукцион на выбор подрядчика для оказания транспортных услуг.

Пока рабочая группа не одобрит передачу автопарка инвестору, процесс запущен не будет, заверили представители ОНФ.

— После его подписания будет объявлен конкурс. Начало работы по новой схеме, если конкурс состоится и все пойдет по плану, — ориентировочно 1 января. Примерно за месяц до этого должны быть поставлены новые машины, правительство должно их принять, если они соответствуют всем требованиям, — объяснил он.

Но, как подчеркивают представители власти и ОНФ, торопиться область не планирует. Пока рабочая группа не одобрит передачу автопарка инвестору, процесс запущен не будет, заверили представители Народного фронта.