Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №93 (28857) от 17 сентября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
17 сентября 2019,
вторник

До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом

Кино

Мексиканский кинематограф, исправно штампующий для Голливуда оскаровских триумфаторов от режиссуры, тем не менее постоянно и не очень заслуженно остается в тени — особенно для зрителей на других материках. «Вельзевул», вышедший на российские экраны во время августовской премьерной засухи, ждет та же судьба: невзрачный постер, шаблонный синопсис и лишь одно более или менее известное имя в титрах. Тем не менее это как минимум любопытный проект, который в известной степени меняет взгляд на классическое кино о противостоянии библейского зла с библейским же добром во вполне реальных и современных условиях. Конечно, режиссеру Эмилио Портесу не удалось пройти этот путь, ни разу не оступившись — но он точно попытался.

До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом / Мексиканский кинематограф, исправно штампующий для Голливуда оскаровских триумфаторов от режиссуры, тем не менее постоянно и не очень заслуженно остается в тени — особенно для зрителей на других материках. «Вельзевул», вышедший на российские экраны во время августовской премьерной засухи, ждет та же судьба: невзрачный постер, шаблонный синопсис и лишь одно более или менее известное имя в титрах. Тем не менее это как минимум любопытный проект, который в известной степени меняет взгляд на классическое кино о противостоянии библейского зла с библейским же добром во вполне реальных и современных условиях. Конечно, режиссеру Эмилио Портесу не удалось пройти этот путь, ни разу не оступившись — но он точно попытался.

Вынесенный в название злой дух — сам по себе суперзвезда, которой, как и положено, приписывают самые разные свойства, только на протяжении веков. Соблазн построить раскрутку фильма именно на этом был слишком велик, хотя коварный демон в данном случае вовсе не центральный персонаж. Портес ставит во главу угла обычного человека, которому предстоит оказаться в эпицентре вечной схватки — у него, понятное дело, насчет желания никто не интересовался. Лейтенант полиции Эммануэль Риттер (его играет Хоакин Косио, знакомый в первую очередь поклонникам телесериала «Нарко») вступает в повествование предельно счастливым персонажем. Действие стартует со сцены в роддоме, Риттер не нарадуется появлению на свет первенца и не знает, какие еще знаки обожания выказать не менее счастливой супруге. Но стоит герою отлучиться по полицейским делам, как в учреждении происходит кошмарный инцидент, который зритель далеко не сразу трактует как избиение младенцев. Главный герой погружается в глубочайшую депрессию, жена остается за кадром. А когда сюжет выныривает на поверхность через пять лет, выясняется, что она наложила на себя руки. Одинокому и подавленному Риттеру предстоит расследовать новые случаи массовой гибели детей: угрюмые люди, которых никто ранее ни в чем не подозревал, принимаются устраивать жестокие теракты.

Как истинный мексиканец, постановщик не боится делать отчаянные шаги, вводит в сюжет чуть ли не мультипликационные образы — то есть создает галлюцинации внутри реальности, которая и без них воспринимается достаточно тяжело. 

Портес избегает прямой демонстрации наиболее жестоких моментов своей истории, но каждый раз дает зрителю понять, насколько страшные дела творятся в городе. Который, надо заметить, и до этого не отличался особенным социальным спокойствием: картели, детская наркомания, нелегальные подземные ходы в США и прочие составляющие. Нападения на детей никто и не собирается рассматривать как некие ритуальные преступления, но тут прямиком из Ватикана прибывает священник-спецагент Иван Франко с командой американских обычных спецагентов, который быстро дает служаке Риттеру понять, что тот столкнулся лоб в лоб с потусторонними силами. На периферии маячит загадочный бородатый мужик с покрытой татуировками лысой головой. Его играет та самая единственная знаменитость — Тобин Белл, много лет отвечавший в киносериале «Пила» за роль Джона «Конструктора» Крамера. В «Вельзевуле» актер даже не пытается выйти из привычного образа. Изможденный и печальный священник Василио, отлученный от церкви за некие туманные делишки, до поры до времени не лезет в гущу событий, но явно имеет к ним самое непосредственное отношение. Риттер и Франко продолжают расследование, а вскоре встречаются с самим Вельзевулом, принявшим по такому случаю наиболее оскорбительный для верующих людей облик. Выясняется, что демон ведет охоту за одним-единственным ребенком… Ну вы поняли, за каким именно.

Постепенно превращая реалистичный детектив в мистический триллер, Портес то и дело сбивается с ритма. Немудрено, ведь режиссеру необходимо совместить прозу не самой любопытной жизни с оборотной ее стороной, которая порой выглядит совершенно абсурдной. Как истинный мексиканец, постановщик не боится делать отчаянные шаги, вводит в сюжет чуть ли не мультипликационные образы — то есть создает галлюцинации внутри реальности, которая и без них воспринимается достаточно тяжело. Фильм время от времени намекает зрителю, что вот-вот начнутся жуткие странности: то внушительный таракан появится там, где ему быть не положено, то случится эпизод с полтергейстом в доме ведьмы. Портес помнит, как фильм «Омен» порционно выдавал публике факты, подтверждающие, что милый мальчик — на самом деле исчадие ада. Но выдержать должный уровень мексиканскому режиссеру не удается. Главный герой, которому предписано претерпевать моральные (да и физические) трансформации по ходу всего сюжета, слишком вяло сопротивляется влияющим на него силам — и это при том, что Косио, безусловно, опытный и талантливый актер. Возможно, Портесу следовало отказаться от традиционных признаков одержимости демонами, но придумать что-то нестандартное для каждого случая не получилось. В результате детектив переродился не только в мистику, но и в пародию на нее, а она в этой истории смотрится совсем уж неуместно.

«Вельзевул» полон нелепых сцен, грешит лишними персонажами и где-то на середине пути утрачивает существенную часть своей уникальности.

Риттер — заложник обстоятельств, сильный и умелый человек, который оказывается на пути могучих сил и с готовностью расстается с прежним мировоззрением, а заодно — с прежней жизнью. Режиссеру явно некуда девать собственное чувство юмора (до этого он снимал гораздо менее сосредоточенно-серьезное кино), поэтому он маскирует шутки под детали. Чего стоит только незримый полицейский начальник, появления которого боятся все, включая Риттера — а ведь ему, казалось бы, совсем уж нечего терять. Портес, рассказывая историю о приходе на Землю одного божества и сопротивлении этому факту другого, не забывает намекнуть, что люди, пока высшие силы никак себя не проявляют, с успехом создают их из подручного материала. Бывший иезуит Василио, преследующий не то благородные, не то злокозненные цели, выступает примером самопожертвования для всего человечества и при этом окружает себя молчаливыми и вооруженными мексиканцами. Они, конечно, осеняют себя крестным знамением в нужных моментах, но от этого не становятся меньше похожими на обычных бандитов, занятых наркоторговлей. Рассуждая о позициях добра и зла, этих вечных попутчиков и противников, в современном мире, Портес приходит к тому же выводу, что и его голливудские предшественники: похоже, приближение апокалипсиса заметят только единицы.

«Вельзевул» полон нелепых сцен, грешит лишними персонажами и где-то на середине пути утрачивает существенную часть своей уникальности. К финальным титрам зритель успевает преодолеть самые разные фазы — от полной вовлеченности до желания выйти из зала до того, как все это закончится. Концовка, которая должна была еще немного подстегнуть публику своими терминаторскими намеками, теряется в нагромождении шаблонов. Это кино вряд ли выведет режиссера на голливудскую прямую, хотя хоррор-производителям, несомненно, стоит обратить на него внимание. Зритель же получил двухчасовую историю, в которой традиционное представление о добре и зле то и дело искажается через национальную призму — в конце концов, речь о стране, в которой древние традиции имеют вполне осязаемую силу, а к смерти и загробным делам относятся по-особенному. Риттер не упускает возможности поиздеваться над своим напарником. которого поначалу считает за обычного американского служаку. Мол, смотри, какие мы здесь суеверные, привлекаем экстрасенсов к любому мало-мальски серьезному расследованию, а от потустороннего старательно отводим глаза. Но в итоге все переворачивается с ног на голову: и главный герой, спасая условного Мессию, сам становится таковым — потому что, лишь пропустив через себя зло, можно претендовать на победу над ним.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоемСмежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом БатлеромОграниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»
Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым

Амурские энергетики в «золотой» сотне профессионалов страныЭкономика
Не всем благовещенцам дали горячую воду после гидравлических испытанийОбщество
Пострадавшие от паводка амурчане получат более 170 тонн овощейПаводок—2019
Экс-руководитель амурского следственного управления возглавил ведомство в Омской областиОбщество
Гороскоп на 17 сентября: Рыбы получат ценный совет, а Водолеи раскроют свои жаркие объятьяСоветы
Благовещенцы собрали с берегов реки Бурхановка полторы тонны мусораОбщество

Читать все новости

Кино

Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Система Orphus