Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой

Два года назад Юрий Быков, Сергей Минаев и Первый канал рассказали зрителю о том, как коварные и лишённые души сотрудники американских спецслужб наводняют многострадальную Россию «спящими» агентами. Теперь в прокат вышел «Герой» — фильм, в котором никакого героя нет, зато есть сомнительная история о том, как российские силовики сплели целую шпионскую сеть в западном мире, и теперь не знают, что с ней делать. Режиссёр — автор «Без границ» и «Я остаюсь» Карен Оганесян, сценарист — самый востребованный нынче Николай Куликов, в главных ролях сплошь знаменитости, включая Александра Петрова, Светлану Ходченкову и Владимира Машкова. Подаётся всё под видом «русского Джейсона Борна». Ничего, понятное дело, не получается.
 

«Если не ты, то кто», гласит слоган «Героя» — хотя в этом случае, конечно, кто угодно. Начинается всё с предельно банальной сцены неудавшейся пресс-конференции глубоко законспирированного российского шпиона, который настолько профессионален, что готов предать себя, товарищей и родину, потому что так нужно одной симпатичной девушке. Фильм вообще постоянно сбивается со шпионского ритма на весьма сопливые реминисценции про любовь: но когда актёр Петров произносит «а ведь я тебя любил», а актриса Ходченкова смотрит на него большими глазами, это не трогательно, а смешно. Но речь всё же про «русского Борна», поэтому Оганесян сбивчиво и торопливо рассказывает историю о сверхсекретной организации «Юность», члены которой вот уже 15 лет ждут приказа. Создал сеть героический полковник Родин, который то ли умер, то ли не очень — персонаж Владимира Машкова обладает суперспособностью раз за разом возвращаться с того света.

Его сын Андрей, тоже натренированный до неприличия, объединяет усилия со своей соратницей Машей, чтобы спасти эту самую «Юность» от провала: правда, потом выясняется, что речь идёт вовсе не о политических играх, а о самой приземлённой погоне за наживой. Шпионы, запрограммированные выполнять все приказы, не обсуждая их, очень нужны комичному бизнесмену, который одинаково плохо разговаривает на русском и английском.

На заднем плане страдают от нехватки информации персонажи Константина Лавроненко и Марины Петренко — преданные отечеству силовики, образцы самоотверженности и сосредоточенности на высшей цели. В итоге они достигают уровня идеальных сотрудников спецслужб, которым ничто не мешает устраивать вооружённые высадки в сторонних государствах. К этому времени сюжет, написанный Куликовым, окончательно загоняет себя в тупик: хорошие несколько раз успевают стать плохими и обратно, а Андрей, как центральный персонаж, пытается вырасти из вечного мальчишки в безупречного шпиона, но получается слабовато.

Даже срисованная с бондианы финальная сцена, где молодой человек чуть было не теряет свою идентичность, а вместе с ней и жизнь, не даёт ему пространства для развития. А неуклюжий выход на сиквел заставляет зрителя окончательно разувериться в перспективах отечественного шпионского кино. Мало того, что всё понадёргано из голливудских грядок, так ещё и стараться никто не хочет: Петров исполняет уже многократно сыгранную роль, Ходченкова лениво отрабатывает сексуальность, про Машкова и говорить нечего — он как будто забыл выйти из образа, сыгранного в дурацком «Миллиарде».    

Зрителю остаётся уповать на экшен-сцены, но особенно поживиться будет нечем. Режиссёр расщедрился на одну несчастную погоню, сосредоточившись не на аттракционах, а на семейных разборках 

Тут у нас вырисовывается своеобразная актёрская традиция: опытный наставник непременно соседствует с подающей надежды молодёжью. Отношения между полковником Родиным (наверное, долго сценарист ломал голову над этой как-бы-намекающей фамилией) и его сыном доведены до пределов банальности: папаша пылал к наследнику неимоверной любовью, пока тот не вырос в подростка. Тогда на смену заботливому родителю, сочиняющему забавные стишки, пришёл грубый и бескомпромиссный сержант, который своими оскорблениями и тумаками довёл сынулю до диагноза. Понадобилось 15 лет забвения, предательство и пуля в груди, чтобы полковник вновь проявил отеческие чувства. Скупая мужская слеза прилагается. Параллельно развивается история о несчастной любви, которая спала, как безымянные шпионы, чтобы потом пробудиться и завершиться пронзительнейшей сценой обсуждения преимуществ родов в тюрьме. Здесь вообще-то полагалось что-то ещё более пронзительное, со стрельбой в любимую, или в любимого, но Оганесян решил, что роды в тюрьме — это то, что пригодится будущему сиквелу, так что не стал убивать почти никого из имеющих сюжетное значение героев.

Отдельной раздражающей скрипкой в «Герое» звучит саундтрек — все эти громкие и пафосные композиции, которые перебивают действие, совершенно при этом к нему не подходя. Зрителю остаётся уповать на экшен-сцены, но особенно поживиться будет нечем: в памяти останется разве что перестрелка с охранниками коварного олигарха, летающими на водяных джет-паках с мощными пушками в руках. Свою качественную подготовку (которая по неизвестным причинам не растерялась за пятнадцать-то лет) герои показывают только в начале, сопровождая избиение противником шутками и прибаутками. После этого режиссёр расщедрился на одну несчастную погоню, сосредоточившись не на аттракционах, а на семейных разборках, то и дело прерываемых разборками сердечными. Публике же приходится стать свидетелем якобы детективной составляющей — разобраться, кто же на самом деле решил торговать «Юностью», сразу не получается.

Впрочем, и эту интригу «Герой» держит недолго: никакого двойного дна у ленты, собственно, нет, а финт, которым главный персонаж оставляет не у дел всех врагов сразу, вызывает очень много вопросов. Но вопросы задавать некому и не зачем: в конце концов, перед нами вольная фантазия на шпионскую тему, чего смогли, того и навоображали.

Бонусом — парочка slo-mo сцен, которые смотрятся старомодно, хоть и сделаны профессионально. В результате вместо нашего очередного ответа получился наш очередной проходной фильм «с Петровым». Базис в который раз взял верх над надстройкой: вместо продуманного сценария в ход пошла сырая болванка, основанная на стереотипических представлениях о деятельности спецслужб. Когда российский шпион объявляет, что он российский шпион, вокруг полно российских шпионов, а потом его похищают прямо на глазах у перепуганных журналистов, это в «Герое» комментируют фразой «некоторые увидели в этом событии русский след». Что ж, хорошо что увидели. Мы же не увидели ни Борна, ни Бонда, а лишь полицейского с Рублёвки, которого кто-то по недосмотру пустил в разведывательный огород. Ничего героического в деяниях персонажей нет: мало того, что они ломают детям жизни, превращая в на всё готовых роботов, так ещё и не в состоянии контролировать своё детище. Конечно, влиять на биржевые курсы, устраивая авиакатастрофы, лучше с чувством патриотизма, но итог будет один. Но и отстранённого взгляда на шпионские будни не получилось. Всё-таки прежде чем появится российский Джейсон Борн, должен появиться российский Роберт Ладлэм.