О том, что франшиза намерена осознанно вернуться на собственные круги, публике ясно дали понять в концовке предыдущей серии основной саги. В финале головокружительной, но не очень осмысленной возни в космическом пространстве зрителю с экрана помахал уродливой ручкой всеми похороненный император Палпатин. Снимать «Восход» доверили Джей Джей Абрамсу, с которого новая эра «Звёздных войн» и началась в 2015 году — со скандалом отстранив от работы постановщика «Мира Юрского периода» Колина Треворроу. Продюсерам нужно было кино, которое надёжно уляжется в запросы аудитории и не вызовет фанатских бунтов. Таким образом, Абрамсу предоставили возможность проделать работу над ошибками, допущенными четыре года назад. В девятом эпизоде саги можно по пальцам пересчитать новых персонажей: специалист по вскрыванию дроидских мозгов, девица в нелепом шлеме и кочующие экс-штурмовики разбавляют сюжет, но не претендуют на полноценное участие в истории. Перед нами всё те же: Рей с её усиливающимся телекинезом и джедайскими терзаниями; Финн, которому никак не удаётся признаться в чём бы то ни было, даже самому себе; По, готовый достать из ранца генеральский жезл; Кайло Рен, вытаптывающий сторону Тьмы хаотичными шагами. Плюс старая гвардия в лице живых и мёртвых. Последним нет покоя даже в загробном мире, откуда то на минуточку возвращается Хан Соло, то доносится умиротворяющий голос мастера Йоды.

Сценаристы зачем-то выделяют героям 16 часов на спасение мира от тирании. Естественно, они в эти рамки не укладываются, но вопросов на эту тему ни у кого не возникает.

Абрамсу, конечно, велели создать конфликт, за который не было бы стыдно. А значит, живым мертвецам с положительным зарядом нужно было противопоставить ещё больше неугомонных покойников с отрицательным. Рен, хоть и починил свой косплейный шлем а-ля Дарт Вейдер, на антагониста более никак не тянет. Актёру Адаму Драйверу наконец-то делегировали право не смешить зрителей грозным сопением про покорение миров, а спокойно сыграть перерождение, раскаяние и всепрощение по всем фронтам. На смену ему приходит голографический Палпатин, которому приспичило не только переделать Первый Орден в Последний, но и вернуть к жизни несметные полчища ситхов. А пока им всем приходится ютиться в забвении на не учтённой картографами планетке. Её поисками и займутся герои Сопротивления, потому что других дел у них не осталось. Режиссёр широким жестом передаёт в безоговорочное владение плохих парней не просто военную мощь, а беспредельную военную мощь. Пока благородные оборванцы носились по галактике в поисках союзников, на периферии невероятным образом образовалась огромная эскадра кораблей, которые одной только подвесной пушечкой решают задачи Звезды Смерти. Сценаристы зачем-то выделяют героям 16 часов на спасение мира от тирании. Естественно, они в эти рамки не укладываются, но вопросов на эту тему ни у кого не возникает.

Макгаффины тем временем приобретают вполне марвеловский вид. Тут вам и кубок с древними письменами, и красивенькие пирамидки, зависающие в воздухе. Чтобы уравновесить ситуацию, Абрамс буквально забрасывает поле боя световыми мечами на любой вкус. Да и хвататься за них при дефиците джедаев начинают все кому не лень. Но действие благодаря этому сохраняет ритм от классических титров в начале до открыточной финальной сцены. Герои совершают каскады гиперпрыжков, посещают умиротворённые и не очень планеты, вежливо общаются с разнообразными разумными и неразумными существами, а ещё рискуют собой и всем делом, потому что ставки слишком высоки. Рей параллельно со спасением мира занимается аутотренингами, а её ментальное общение с Кайло выходит на совсем уж неприлично близкий уровень. Чтобы усилить эффект от метаний героини между Светом и Тьмой, для неё выращивают подходящее генеалогическое древо, флешбэками расчищают пространство впереди, а в кульминации прямолинейно проводят по лицу воительницы линию, которую в астрономии принято называть терминатором. Отправив двух центральных персонажей выяснять, кто с какой стороны баррикад, Абрамс размещает всех остальных на вполне лукасовской лужайке, где есть место и для пикника, и для активных игр на воздухе. Кавалерия в космосе, например — как вам такое?

Фильм получит свою порцию негатива от критиков, которым постоянно хочется расторгнуть давнюю сделку и вернуть «Звёздные войны» в руки отца-основателя

Кому надо, тот без труда разглядит в «Восходе» гимн сильной женщине. Тут одна без проблем выводит из строя таранящие её космические корабли, а другие удерживает на месте силой воли, другая жертвует собой ради сыновнего благополучия, третья не даёт себя целовать. Параллельно просматривается и торжественная песнь о свободе — штурмовики массово сбрасывают свои белоснежные латы и подаются в дезертиры, а абсолютно угнетённые Орденом народы в критический момент находят и флот, и боеприпасы, и желание ввязаться в заведомо проигранную схватку. Главная героиня в итоге и вовсе превращается в путеводную звезду. Её действия окончательно перестают поддаваться логике, зато позволяют постановщику вбухать ещё несколько десятков миллионов долларов во впечатляющую картинку. В визуальном смысле новые «Звёздные войны» безупречны — в них есть и бескрайние космические дали, и как будто явившийся с Арракиса Шаи-Хулуд, и фирменные гонки на космолётах по пересечённой местности, и положенная по статусу гибель планеты. Нагоняя на зрителя апокалиптический восторг, Абрамс держит наготове словосочетание «новая надежда». Только в его руках она оказывается более чем оправданной к финалу. Музыка добавляет пафосу — собственно, для других целей «Звёздным войнам» услуги композитора и не требуются.

«Восход» откровенно страдает от неуклюжих диалогов. Но они здесь не очень-то и важны, при большом желании можно было обойтись и одними горестными воплями C3PO о муках, которым нет конца. Понимая, что зрители будут хихикать, постановщик всё же вводит в сюжет ещё одного дроида — и его внешний вид как бы в очередной раз символизирует горячее желание компании Disney стать своей в выдуманной Джорджем Лукасом галактике. Грандиозность девятого эпизода успешно сочетается с завершением сразу нескольких важнейших старворсовких линий: публике есть и где всплакнуть, и где ахнуть. Несомненно, фильм получит свою порцию негатива от критиков, которым постоянно хочется расторгнуть давнюю сделку и вернуть «Звёздные войны» в руки отца-основателя. Вот только и он сам уже не рвёт седых волос с головы, и те, кому довелось поучаствовать в создании культа, изрядно от него устали. Знаменитая сага вежливо ставит на каминную полку семейную фотографию и наверняка не откажется время от времени смахивать с неё пыль. Но настало время осваивать новые космические территории — и с этим, судя по всему, никто не собирается спорить.  

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.