Зачем Белогорский и Ромненский районы отказались от сельских глав и депутатов: специальный репортаж

Не будет сельских глав и депутатов, один бюджет на всех, одна законодательная база — по такой системе решили работать жители и власти двух территорий Амурской области. Белогорский и Ромненский районы до конца года планируют стать муниципальными округами. «Всегда страшно браться за что‑то новое. Но и стоять на месте уже нельзя», — признаются главы сельсоветов. Зачем районы становятся округами и что изменится в жизни села, узнавали корреспонденты «Амурской правды».
 

На жизни людей смена управления не отразится: школы, ФАПы, почта, клубы продолжат работать как раньше.

Округ вместо района

С мая 2019 года в России появилась новая форма самоуправления — муниципальный округ. В Амурской области опробовать свежую систему решились Ромненский и Белогорский районы. В первом под окружной властью объединятся девять сельсоветов, во втором — тринадцать.

— Самое главное отличие района от округа в том, что в составе района есть другие муниципальные образования, то есть поселения. А в составе муниципального округа их уже не будет. Это единое муниципальное образование, такое же как, например, городской округ. И работают в нем, соответственно, один представительный орган, одна администрация и один глава, — объяснил глава Белогорского района Денис Инюточкин.

Проще говоря, при новой системе села больше не будут выбирать собственных глав и депутатов.

Выбрали жить без выборов

Как признаются главы сельсоветов, самый главный вопрос, который волновал жителей сел, когда им предложили поддержать объединение в округ, — отказ от местных выборов.

— Это основное, что беспокоит людей. Но с другой стороны, когда проходят местные выборы, на них приходит до 20 % избирателей. И эта статистика из года в год одна и та же. Когда в 2019 году мы выбирали депутатов в Возжаевке, на выборы пришли 17 % при населении в 7 тысяч, — рассказал Денис Инюточкин. — По факту, люди не ходят на выборы. Значит, все‑таки это говорит о том, что ситуацию нужно менять.

При новой системе в сельсоветах депутатский корпус заменят общественные органы, а глав — территориальные отделы окружной администрации. Руководителя отдела будут нанимать на работу по трудовому договору.

— По сути, человека приняли на работу и он уже отвечает перед своим руководителем — главой округа — за выполненную работу. Сегодня такой ответственности у глав сельсоветов передо мной нет. Воздействовать на них, кроме как моральным путем, я не могу. Я не могу наказать, лишить премии, уволить. Хотя жители на некоторых глав жалуются, — поделился Денис Владимирович.

По мнению главы Никольского Светланы Чансы-Чан, для работы вполне достаточно одного представительного органа на весь район.

— Сейчас в районе 13 сельсоветов, в каждом по 10—12 депутатов. Кроме того, районный совет народных депутатов состоит из представителей каждого сельсовета. От нашего сельсовета — сейчас двое. После выборов депутатов нового округа также будут выбраны депутаты от наших поселений, проживающие на нашей территории. Поэтому зачем дублировать: депутаты сельсовета, депутаты райсовета, — прокомментировала Светлана Анатольевна.

Ожидания глав не совпадают с реальностью

«Я думаю, каждый новый глава, когда он идет на выборы, думает, что он может свернуть горы. До него не могли свернуть, а он сможет, — улыбается Светлана Чансы-Чан, возглавившая Никольский сельсовет в сентябре прошлого года — И оказавшись на этом месте, понимаешь, что полномочия расписаны так, что какие‑то из них ты просто не можешь выполнить, потому что у тебя нет на это денег».

«А сколько по прошлогодней ЧС было принято директив! Каждый в своем селе писал нормативно-правовой акт, который слово в слово дублировался»,  — говорит Светлана Чансы-Чан.

По ее словам, необходимый минимум, который нужно обеспечить в селе, — это чистота, нормальные дороги и тепло в коммунальных домах. Однако даже такие элементарные вещи селу бывает сложно вытянуть в одиночку. Например, сельсовет не может себе позволить купить технику для грейдирования дорог или для окашивания населенных пунктов — слишком дорогое удовольствие для небольшого поселения.

— В этом году мы не знали, где грейдер найти, потому что частники не хотят связываться с нашими маленькими договорами, они берут большие подряды и уезжают в райцентр. Самим купить… Грейдер стоит 7 миллионов, а у нас бюджет — 9 миллионов. И даже, если мы волшебным образом купим этот трактор, этого мало. Нужно содержать штатную единицу — работника, который будет содержать грейдер и уметь на нем работать. Нужен гараж для техники. Если мы объединимся в округ, всеми дорогами сможет заниматься одно муниципальное предприятие, — рассказала Светлана Анатольевна. — В чем плюс объединения — что мы, скооперировавшись, как прутья веника станем крепче.

Нет денег и кадров

И главы районов, и главы сельсоветов называют две главные причины, из‑за которых районы переходят на новую систему. Первая — финансовый дефицит. Сельских бюджетов не хватает на то, чтобы полностью выполнять все полномочия, возложенные на местную власть. Вторая — дефицит кадров. В маленьких сельских администрациях нередко работают по два человека: глава и специалист. И они просто не успевают справляться с объемом работы.

— Есть требования федеральных надзорных органов, которые должны выполнять сельсоветы, а средств на это не хватает, да и решать на местах эти вопросы просто некому, — рассказал АП глава Ромненского района Анатолий Опаленко. — Поэтому мы решили эти вопросы аккумулировать на уровне района.

Каждый сельсовет, даже если в нем живут 300 человек, имеет свой устав, свой совет народных депутатов, формирует свой бюджет, издает свои нормативно-правовые акты. Причем, по словам Светланы Чансы-Чан, нередко документы списываются под копирку всеми сельсоветами.

— А сколько по прошлогодней чрезвычайной ситуации было принято директив! Каждый в своем селе писал нормативно-правовой акт, который слово в слово дублировался. Каждый сельсовет отправлял этот проект в прокуратуру на согласование. Зачем это, если можно написать один для всех сельсоветов? — приводит примеры глава Никольского. — Огромное количество времени занимает эта бумажная работа. И это при том, что я еще без конца беру домой документы. А нам на местах надо чаще быть на улице, разговаривать с людьми.

Около 54 миллионов рублей получит Белогорский район на объединение, большая часть средств пойдет на благоустройство сел — ремонт дорог, клубов, освещение улиц.

Также сейчас каждый сельсовет должен сам справиться с предписаниями надзорных органов, хотя порой у главы просто нет средств на то, чтобы устранить нарушение.

— Нам не хватает, конечно, юристов, юридической консультации. Мы не успеваем отследить все новые законы. А бумаг сколько! Сегодня с утра успела съездить в город, приехала — уже такая стопка бумаг лежит, — разводит руками глава Томичевского сельсовета Белогорского района Любовь Моргунова.

Как рассказали главы Денис Инюточкин и Анатолий Опаленко, районные администрации уже взяли на себя примерно две трети полномочий сельсоветов, с которыми они не в состоянии справиться. «Надо просто узаконить эту форму путем создания муниципального округа. И решать вопросы на уровне района. А на местах, в сельсоветах, будут работать территориальные органы», — добавил Андрей Опаленко.

Не доросли до госпрограмм

Сельсоветы надеются, что объединенный муниципалитет сможет участвовать в большем количестве государственных программ. Сейчас у многих проектов есть ограничение по количеству жителей. И маленькие поселения остаются без шансов на дополнительную финансовую помощь.

— Мы можем только смотреть и завидовать, — признается глава Никольского сельсовета. — Единственный наш шанс — инициативное бюджетирование. Это очень хорошая программа, у нас в этом году в ней участвуют два проекта. Но, если бы была возможность, мы могли бы во все двери стучаться.

Деньги на объединение

Еще один плюс объединения, о котором говорят села, — финансовая помощь, которую получат территории из областного бюджета. По словам Дениса Инюточкина, в следующем году на объединение территории Белогорский район получит в качестве дотации около 54 миллионов рублей. Меньшая часть этих средств пойдет на то, чтобы привести в порядок всю документацию, утвердить новые границы муниципального образования и провести выборы нового депутатского корпуса. А основная сумма предназначена на благоустройство сел. Кроме того, уже в этом году районный бюджет выделил сельсоветам около 9 миллионов.

«Когда мы выбирали депутатов в Возжаевке, на выборы пришли 17 %. По факту, люди не ходят на выборы. Значит, ситуацию нужно менять».

В том числе более чем по 900 тысяч рублей получат Никольский и Томичевский сельсоветы. По словам глав, это серьезное подспорье для их бюджетов, которые рассчитаны на минимум желаний.

— Наш сельсовет получил 912 тысяч. Мы сразу кинулись закрывать дырки, — рассказала глава Никольского Светлана Чансы-Чан. — На следующий год нам также обещают поддержку. С ней мы закроем еще очень много проблемных мест. Мы планируем починить текущие крыши в сельских клубах, доделать освещение в селах. Думаю, сможем сделать площадь возле клуба в Никольском, которая уже никаким эстетическим нормам не отвечает. Тем более что будет 160 лет Никольскому — у нас одно из старейших сел области.

Объединения начали с сел

Опыт объединения в Амурской области есть. Уже около 10 лет в регионе идет объединение и укрупнение сельсоветов. В Белогорском районе одними из первых через эту процедуру прошли Томичи. В 2014 году к сельсовету присоединили село Успеновка. Главой объединенной территории стала Любовь Моргунова.

— Для меня объединение — это не ново. Опыт уже есть. И я вижу только положительные стороны, — поделилась Любовь Николаевна. — После объединения мы получили дотацию — 5 миллионов. Мы смогли сразу установить освещение, оно потянуло на 2 миллиона. В 2014 году у нас не было ни одного фонаря на улице, и за два года мы полностью осветили три села: Успеновку, Томичи и Поляное. У нас не было ни одной детской площадки на три села. Мы закупили пять. В Томичевском сельсовете был вечный дефицит, а сейчас на протяжении 6 лет мы выходим с плюсом. И можем что‑то планировать. Поэтому когда в декабре 2019 года встал вопрос о создании муниципального округа, я сказала, что только за.

Как признался Денис Инюточкин, Белогорский район планировал продолжить практику укрупнения сельсоветов. Но когда в мае 2019 года внесли поправки в 131‑й Федеральный закон, которые позволили создавать муниципальные округа, район решил воспользоваться новыми возможностями.

— Предварительно обсудили это с главами наших сельсоветов. И в принципе, все оценили положительно, — рассказал он. — Нам на самом деле будет проще работать, когда в районе будет единая нормативно-правовая база, не надо будет делать 13 нормативных актов, 13 уставов, 13 бюджетов, выбирать 13 советов народных депутатов.

В итоге все сельсоветы одобрили идею объединения в муниципальные округа.

Для сельчан ничего не изменится

На жизни людей смена управления не отразится, уверяют руководители территорий. Почтовые адреса и границы не меняются. Все работающие на территории социальные учреждения продолжат свою работу.

— Школы, детские сады, больница, почта, клубы — ничего закрываться не будет. Более того, мы даже не предполагаем сокращения людей: все специалисты как работали, так и будут работать, — рассказал Денис Инюточкин. — И мы как были сельской территорией, так и остаемся. Соответственно, остаются все льготы, субсидии, положенные сельским жителям, выплаты специалистам образования, здравоохранения, — ничего не меняется.

Вместо администрации сельсовета останется территориальное подразделение, где жители смогут оформлять все необходимые им документы. При этом сельчанам больше не придется выяснять, кто должен решать их проблему: сельсовет или район. Все полномочия объединяются, и за них будет отвечать одна администрация.

Планируется создать программу развития округов

По словам главы Белогорского района Дениса Инюточкина, для новых муниципальных округов планируется разработать программы социально-экономического развития территорий. Работа над ними уже началась. Планируется ремонт школ, строительство клубов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений. Планы по развитию Белогорского района на ближайшие пять лет, по предварительным расчетам, обойдутся в 4 миллиарда рублей.

— Мы хотим, чтобы люди почувствовали улучшение качества жизни, чтобы появились новые объекты. Планируем работать с областными и федеральными программами. Основная программа, которую мы хотим использовать, — «Комплексное развитие сельских территорий». Она сейчас самая перспективная. И у муниципального округа будет возможность участвовать в программах, в которых не могли участвовать сельсоветы, — рассказал Денис Владимирович.

Как район превращается в округ

Прежде чем стать муниципальным округом, району необходимо пройти достаточно длительную и сложную процедуру. Инициативу должны одобрить все муниципальные образования, которые войдут в будущий округ. Сначала свое мнение высказывают жители на публичных слушаниях, потом на основе этого решения свой вердикт выносят депутаты сельсовета.

— Еще до публичных слушаний мы проводили встречи с гражданами в каждом сельсовете, объясняли, что планируется делать. У нас все сельсоветы дали положительное заключение, — рассказал Денис Инюточкин. — После этого районный совет окончательно принял это решение. Раз от муниципалитета идет волеизъявление в части преобразования территории в округ, то я не вижу никаких препятствий к принятию этого решения.

Муниципальные округа уже созданы в нескольких субъектах России. В том числе в Удмуртии, Пермском крае и в дальневосточном Приморье. Их опытом воспользовались амурские районы. «Они нам очень помогали, делились документами», — признался глава Белогорского района Денис Инюточкин.

Теперь проекты обоих районов должны согласовать депутаты регионального заксобрания и губернатор. Как рассказал АП спикер областного парламента Вячеслав Логинов, на сегодняшний день документов об объединении сельсоветов Белогорского и Ромненского районов в муниципальные округа в заксобрании еще нет.

— Но мы знаем, что работа эта ведется, и ожидаем, что данные вопросы будут включены в повестку парламентского заседания в апреле—мае этого года, — пояснил он. — Хочу добавить, что раз от муниципалитета идет волеизъявление в части преобразования территории в округ, то я не вижу никаких препятствий к принятию этого решения.

Как только областной закон утвердят, будут назначены даты выборов новых представительных органов муниципальных округов. А обновленный депутатский корпус на конкурсной основе выберет нового главу. До тех пор исполнять обязанности руководителей территории будут действующие главы районов. Ожидается, что полностью все процедуры закончатся к 2021 году.

МНЕНИЯ

Денис Инюточкин, глава Белогорского района:

— Эти изменения продиктовала жизнь. Это не потому, что мы хотим себе всю власть забрать, как некоторые думают. Просто хотелось бы, чтобы эта власть эффективно работала. Работы будет очень много, мы это понимаем. После объединения придется пересмотреть всю нормативно-правовую базу, полностью разобраться со всем имуществом, так как кое‑где даже реестры не велись. Но это интересно, на самом деле. Это некий шаг в будущее.

Анатолий Опаленко, глава Ромненского района:

— Все девять поселений Ромненского района единогласно поддержали объединение в муниципальный округ. Были, конечно, вопросы по Амаранскому сельсовету, потому что у них денежные средства имелись в достаточном количестве. Но при существующих требованиях, при уровне специалистов и их недостаточном количестве, деньги просто невозможно освоить на этой территории.

 

Фото: Андрей Ильинский

Возрастная категория материалов: 18+