«Ломят цену или не едут»: в Благовещенске таксисты подняли тарифы из-за перекопов и пробок

«Сегодня «Яндекс» запросил 400 рублей от центра до горбольницы! Билет на автобус до Белогорска на 20 рублей дешевле стоит», — возмущается жительница Благовещенска. Жители амурской столицы, давно пересевшие на такси, последнее время жалуются на непомерно долгое ожидание автомобилей и резко возросший ценник. В чем причина подорожания поездок и транспортного коллапса, а также вернется ли стоимость такси на демократичный уровень — «Амурская правда» выяснила у представителей таксомоторного бизнеса.

«С такси творится какой-то ужас»

Похоже, этим летом Благовещенск лишился звания города дешевого такси — так часто называли его приезжие. Последние месяцы демократичный ценник на услуги таксистов остался в воспоминаниях. Журналисты АП на себе почувствовали, что цены на такси стали рекордно высокими, а ожидание — бесконечным. Пока в одних фирмах шокируют «дикими», «московскими» расценками, в других  не могут подать машину. Теперь в булочную на такси, как говорили в советском фильме, не поедешь.

— Мне сейчас надо в центр уехать с Калинина, 126. «Яндекс» пишет стоимость от 220 до 425 рублей, причем у меня почти максимальный рейтинг как у пассажира. «Копеечка» выдает 280. В «Премьере» сказали, что ожидание более 40 минут. А раньше поездка стоила 140—160 рублей, — делится коллега.

Перекопы, дожди и жара сделали цены на такси рекордно высокими, а ожидание — бесконечным.

— В мае ежедневно я ездила по маршруту Красноармеийская, 175 — Ленина, 48 за 100—120 рублей, а в августе такая же поездка обходится в 220—250 рублей, — написала «Амурской правде» в Instagram возмущенная благовещенка. — Причем это не связано с праздничными днями, погодными условиями и ростом спроса из-за коронавируса. Резкий рост цен у агрегаторов такси напоминает картельный сговор.

— 267 рэ отдал за поездку от Калинина — Ломоносова до Трудовой — Зейской. Ехать 8 минут. Обратно шел пешком — 30 минут, — рассказывает клиент «Яндекс.Такси». — Но в связи с диким ростом цен у агрегатора буду искать более приемлемый вариант.

Опрос в соцсетях и группах мессенджеров подтвердил наш вывод: многим пассажирам сейчас приходится ждать авто практически в любое время суток от получаса и более. Или переплачивать. Причем никакой гарантии, что вы уедете, нет.

 — Цены космические стали. Тайвань — КПП — 165 рублей, поездка занимает 4 минуты, ждала час, так и не приехали, — подтверждает горожанка Ольга Мирошниченко.

Теперь не клиент выбирает из нескольких фирм, сравнивая стоимость и быстроту подачи транспорта, — сейчас пассажиров выбирают те, кто за рулем.

Постоянные клиенты также выявили еще одну тенденцию: даже если сервис заказа выставляет низкий или приемлемый ценник, водители не соглашаются на него и предлагают в два раза больше. Теперь не клиент выбирает из нескольких фирм, сравнивая стоимость и быстроту подачи транспорта, — сейчас пассажиров выбирают те, кто за рулем.

— В «Максиме» в последнее время творится какой-то ужас. Делаешь заказ, идет бесконечный поиск водителя. Водители отказываются ездить в сегодняшнем транспортном коллапсе Благовещенска, — сокрушается еще один благовещенец. — Да сделайте вы сразу достойную цену за поездку! Нет, стоит 3 копейки, за которые никто не едет, а клиент пусть сидит и кнопочку жмет – вдруг кто отзовется, и в итоге уехать не может.

Фото: Андрей Ильинский

Город парализован из-за перекопов

Представители фирм такси не считают ценовую политику неоправданной. Как сообщили в таксомоторных компаниях и сервисах заказа, всему виной перекопы на дорогах и, как следствие, пробки. Такого дорожного коллапса никогда не было в Благовещенске, утверждают таксисты.

— Ожидание машин вызвано тем, что связующие улицы между районами города перекрыты, и водителю приходится делать петлю, чтобы добраться из одного района в другой, увеличивая пробег почти в два раза. Подобной «ремонтной» ситуации на дорогах Благовещенска мы не припомним за всю историю работы нашего такси. А на оставшихся двух—трех дорогах, по которым можно добраться из одной части города в другую, каждый день случаются ДТП, что вводит дорожную ситуацию просто в ступор, — комментирует «Амурской правде» администратор такси «Копеечка» Дмитрий Муханов. — Цена перевозки возрастает в связи с большим объемом заказов в определенных районах города, когда свободных машин не хватает и приходится привлекать водителей из других районов, а это включает в себя и время на прогон автомобиля, и бензин. За 5 лет топливо подорожало, также увеличились цены на запчасти и расходные материалы для обслуживания автопарка, при этом качество дорог лучше не становится.

Фото: Андрей Ильинский

Поддерживают конкурентов и  еще в одной местной фирме. И дело не в том, что у официальных компаний не хватает автопарка, а в интенсивности движения.

— В связи с тем что везде перекопаны дороги, город парализован. Водителю, чтобы к дому подъехать, нужно приложить максимум усилий, постоять в пробках. Я сама сегодня ехала из микрорайона в офис на Чехова и 40 минут была в пробке, обычно поездка занимает 10–15 минут, — рассказывает управляющая такси «Премьер» Инна Никифорова. — Воронкова перекопана, соответственно, интенсивное движение идет по Игнатьевскому шоссе, Институтской. В центре тоже беда: Амурская — Калинина, Ленина — Калинина перекрыты, чтобы подъехать к Калинина, 1, нужно объехать со стороны набережной три квартала. Соответственно, растет и ценник. Такое лето впервые, чтобы настолько город был парализован.

В «Премьере» отметили, что не повышают стоимость проезда в часы пик. «Мы просто повысили цены по городу на 10—20 рублей в зависимости от расстояния, микрорайон —  город подняли до 200 рублей», — объяснила Инна Александровна.

2 жалобы на повышение цен на такси поступило на прошлой неделе в Амурское УФАС. Так, горожанка просит наказать агрегаторов за двукратный рост стоимости. Письменные заявления можно направлять на е-mail: to28@fas.gov.ru Специалисты просят прилагать подтверждающие скрины или документы.

Минимальная цена на перевозки в городе поднималась последний раз лет 7 назад, утверждает представитель такси «Копеечка». Радикально изменить ситуацию местные бизнесмены не могут из-за конкуренции с агрегаторами, у которых «стоимость проезда четверых людей дешевле, чем на автобусе». Затягивается время подачи машин с «шашечками» также из-за агрегаторов, демпингующих  услуги такси.

— Когда у сетевых служб растет количество заявок, некоторые попросту отказываются их выполнять, в остальных случаях приходится ждать по часу-полтора. И вот тогда все эти пассажиры начинают звонить в наше такси, что, естественно, увеличивает время подачи для наших клиентов, — поясняет Дмитрий Муханов. — Ведь мы не можем отказать людям в услуге и делаем все возможное для того, чтобы все могли уехать, при этом не переплачивая в 3–4 раза, как в некоторых «сетевых службах».

«Яндекс»: повышающий коэффициент — вынужденная и временная мера

Сговор, как и сильное повышение цен, один из самых популярных агрегаторов отрицает. Стоимость поездки формируется, как и прежде, с учетом множества факторов. Про транспортный коллапс иногородние представители не упомянули, подчеркнув  баланс спроса и предложений.

— Тарифы «Яндекс.Такси» в Амурской области и, в частности, в Благовещенске существенно не менялись, — утверждает специалист пресс-службы «Яндекс.Такси» Елизавета Хмелева. — В отдельных районах количество заказов периодически может превышать число машин, работающих на линии и готовых выполнять поездки. В этом случае алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент — это вынужденная и временная мера, которая помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в периоды высокого спроса. Также к временному повышению коэффициента может привести плохая погода: например, когда несколько часов идет непрерывный дождь или стоит аномальная жара. В такой ситуации вместе с таксопарками-партнерами мы стараемся вывести на линию как можно больше водителей, чтобы повышающий коэффициент быстрее исчез. Некоторые водители не постоянно работают с заказами такси. Сейчас мы наблюдаем, что часть из них подрабатывает в других местах. Чтобы удержать мотивацию водителей чаще выходить на линию, мы вводим для них дополнительные бонусы.

«Максим»: мы тарифы не меняли

Старейший на рынке Приамурья агрегатор отмечает, что это лето стало рекордным по количеству заказов.

— И сейчас в Благовещенске сохраняется повышенный спрос на такси, — сообщила специалист отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Екатерина Мамай. — Во-первых, из-за погодных условий – в жаркую или дождливую погоду люди чаще вызывают такси. Во-вторых, лето 2020 года отличается повышенным количеством заказов из-за ситуации с коронавирусом: многие предпочитают общественному транспорту более безопасные в санитарно-эпидемиологическом плане поездки на такси. В-третьих, свое влияние на ситуацию оказывают дорожные работы. Движение по многим улицам затруднено, среднее время поездок увеличивается. Например, на маршрут, который занимал 15–20 минут, теперь уходит от 40 минут до 1 часа. Из-за этого дольше приходится дожидаться свободных водителей.

По словам представителей службы такси, тарифы не менялись.

— «Максим» старается сохранить цены доступными, чтобы в нынешней экономической ситуации люди по-прежнему могли свободно пользоваться услугой такси. Цена поездки зависит от разных факторов: спроса и предложения, погоды, дорожной ситуации, экономических условий. Система умеет выявлять критические изменения и реагировать на них, например, включением и выключением повышающих коэффициентов. Это позволяет мобилизовать больше водителей, когда нужно, и увеличить количество выполненных заказов. Обычно коэффициент срабатывает в утренние и вечерние часы-пик. По будням с 7 до 9 и с 17 до 19 часов соответственно: это время, когда много людей одновременно вызывают такси, чтобы добраться на работу и обратно домой.

На пиках спроса цена поездки может увеличиваться на 10–20 %, но бывают ситуации, когда изменения более существенные, признает агрегатор заказов. Также специалисты отметили, что летом всегда работает меньше водителей — это сезон дач и отпусков. В этом году количество водителей стало еще меньше вследствие пандемии. «Сейчас в сервисе принимаются меры по увеличению числа активных водителей на линии, чтобы нормализовались цены и сократилось время ожидания автомобиля», — сообщили АП в «Максиме».

«Таксисты тоже хотят кушать»

Сами таксисты на наш вопрос про цены сразу задают встречный вопрос: вы по городу ездите?

«Таксисты тоже хотят кушать, — отрезал водитель с 25-летним стажем. — Все привыкли ездить за копейки, расценки давно надо поднимать. Сейчас огромное количество заказов, не успеваем брать, на дорогах ад. Многие работают сразу на несколько агрегаторов и фирм, выбирают, какой удобнее в данный момент взять заказ, чтобы пустопорожним не гнать через весь город. Чтобы не снижали рейтинг, регистрируются под разными телефонными номерами и даже на другое авто».

— Агрегаторы завоевали клиентов, а теперь могут и диктовать свои условия, повышать цены, — поделился еще один из водителей.

И не факт, что стоимость откатится назад после того, как устранят перекопы – такое мнение выразили перевозчики. «Вряд ли вернется прежний ценник.  Стоимость бензина поднялась, в среднем 45 рублей за литр. И я думаю, это не потолок, будет выше. Возможно, мы зафиксируем цены и больше поднимать не будем», — осторожно прогнозирует управляющая «Премьером» Инна Никифорова.

Возрастная категория материалов: 18+