Фото: ООО "Березитовый рудник"Фото: ООО "Березитовый рудник"

Выбрал неслучайно

Маркшейдер подземных горных работ Артур Бальчинов рассказывает, что пришел в профессию почти случайно. Но сейчас понимает, что это был далеко не случайный выбор.

«Мое знакомство с горным делом началось, когда я поступил в колледж на маркшейдерское дело. Выбрал будущую профессию почти случайно — спросил у какого-то преподавателя: «А кто такой маркшейдер?», получил ответ: «Это горный инженер!» Подумал, что звучит гордо, и решил поступать.  Даже и не представлял, что меня ждет впереди. В процессе учебы меня отправили на рудник на практику, по итогам которой уже предложили работать вахтой в маркшейдерском отделе в должности горнорабочего. Я, конечно, согласился. Наверное, тогда будущая жена и не догадывалась, что это так далеко зайдет. Это было только начало. Позже я стал участковым маркшейдером на руднике «Ирокинда» Nordgold, далее перешел на Березитовый рудник».

Как отмечает Артур, главное в работе маркшейдера — выполнять свою работу точно, безопасно и оперативно. Это работа очень интересная.

«Профессия очень увлекательная и нерутинная. Каждый день перед тобой стоят разные задачи: вынос направления, съемка забоя, привязка скважин, вынос точек на местности, слежение состояния кровли и бортов забоя и многое другое. Каждый спуск в шахту не похож на остальные, планируешь его на смене с первых минут. Думаю, хорошим маркшейдером способен стать не каждый. Тут необходимы творческие, ответственные и усидчивые люди. Ведь результат в нашей работе сиюминутно не получишь, она требует предельной концентрации».

День маркшейдера — 13 сентября 2020 года (второе воскресенье сентября). Учрежден и утвержден по инициативе общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России».

Артур не сравнивает по сложности ведение открытых и подземных работ. Он уверен, что сложные задачи есть и на поверхности, и под землей. Хороший маркшейдер может выполнить любую поставленную задачу вне зависимости от того, где она требует работать.

«Очень рад приходу в такую крупную компанию, как Nordgold. Тут созданы все условия для работы и досуга. Когда пришел в горное дело, цифровые технологии только внедрялись в производство. Я начинал работать еще со стареньким оптическим теодолитом Т30, с которым приходилось данные записывать в журнал теодолитных измерений, вести абрис забоя. Но время не стоит на месте. Сейчас используем цифровой тахеометр, лазерную сканирующую 3D-систему для съемки очистного пространства. В карьере на открытых работах коллеги используют дрон, с его помощью они ведут дистанционную съемку карьера. В результате у нас получаются точные, оперативные, подробные данные для создания 3D-модели как карьера, так и подземного горного участка».

«Радует, что коллектив очень слаженный, отзывчивый, руководители всегда подскажут и поддержат. Конечно, трудно переживать долгое расставание с семьей, зная, что дома тебя ждет любящая жена и две лапочки дочки, три принцессы. Каждый приезд с вахты — это как праздник. Мало кто может чувствовать сегодня одновременно стабильность и гордость за свою работу».

Пилотирует дрон

Участковый маркшейдер рудника «Березитовый» Виктория Шестакова лихо управляется с аэрофотосъемкой при помощи дрона. Фотографии, сделанные квадрокоптером, привязываются к местности с помощью меток в специальной программе. Далее эта программа создает 3D-модель, склеивая каждую фотографию с предыдущей по известной координате. Таким образом, маркшейдеры считают объемы.

«У нас очень много связано с полетом на дроне, потому что так намного быстрее и удобнее. В некоторых случаях я могу самостоятельно справиться, для этого мне не нужен помощник, нежели идти с тахеометром и штативом. Конечно, очень нравится».

При этом современное оборудование на службе у маркшейдерской службы рудника «Березитовый» самое разнообразное: от обычной рулетки, которая помогает измерять глубину буровзрывных скважин, до радиолокационной станции MSR-300, что наблюдает за устойчивостью бортов карьера.

«В повседневной работе пользуемся электронным тахеометром, который измеряет расстояние горизонтальных и вертикальных углов. Также есть спутниковый высокочастотный геодезический приемник, который определяет координаты в реальном времени по GPRS-каналу.

Как рассказывает Виктория, она выбрала профессию маркшейдера, когда училась в университете по направлению иностранных языков. До этого она даже не знала о существовании такой отрасли.

«Моя соседка по комнате рассказывала, как интересно ей учиться. И я решила переквалифицироваться, потому что мне стало очень интересно. И я ни секунду не пожалела об этом.  Сейчас многие спрашивают, как я работаю вахтами и не устала ли. А я отвечаю, что очень люблю свою работу и представить себя в другой профессии просто не могу».

Самый необычный и старый инструмент, с которым приходилось работать Виктории, — кипрегель на мензульном столике. Он представляет собой механический оптический геодезический прибор, предназначенный для различных измерений, графического построения направлений и их нанесения на план. При этом он не требует особых усилий, расчетов и компьютера.

«Самое сложное в работе, я считаю, заключается в процессе планирования. Перед началом любых работ необходимо учесть все варианты и выбрать самое эффективное и безопасное решение. Ведь результат всего горного отдела зависит напрямую от точности маркшейдерских измерений. При этом самое интересное в моей работе — это добиться правильного и точного результата в ходе измерений, поэтапно анализируя и контролируя весь процесс. Я из тех людей, которым доставляет удовольствие получение хорошего результата выполненной работы. Неменьший интерес вызывает работа с приборами и оборудованием. Сегодня в нашей профессии техника и технологии не стоят на месте, и каждый день появляются новые возможности».

Благодарит друзей

Андрей Маковецкий, маркшейдер подземных горных работ рудника «Березитовый», говорит, что не он выбрал свою профессию, а профессия выбрала его.

«В конце 2014 года по рекомендации друзей устроился на Березитовый рудник горнорабочим на маркшейдерских работах, за что им очень благодарен. На тот момент я имел только общее представление о маркшейдерии. Спустя некоторое время начал понемногу вникать в профессию. В итоге захотел попробовать себя в работе маркшейдером. Думаю, что в наше время не останусь без работы, потому как эта профессия востребована на рынке труда».

Маркшейдер проводит пространственный и геометрический анализ подземных грунтов, а затем на их основе готовит подробные планы и карты для дальнейшего освоения подземных выработок.

«Самое главное в нашей работе — это безошибочное выполнение измерений и дальнейших расчетов объемов выполненных работ. Как на поверхности, так и под землей есть своя специфика работы. На подземных горных работах и на открытых горных работах маркшейдеры приходят к одной цели — точные вычисления объемов и координат. Но подход к этой цели у нас разный, как и разные программы, в которых мы ведем расчеты и строим модели выработок. Для того чтобы прийти к разведанному рудному телу на подземном участке, нужно строго соблюдать проект, задавать правильное направление и уклон проходки, вести контроль проходимой выработки».

«Для нас день маркшейдера – профессиональный праздник, несмотря на то, что у него нет государственного статуса. Обычно мы его отмечаем посиделками возле костра, жарим мясо, травя разные байки из нашей жизни. В этот раз я планирую отметить его в кругу своей семьи».

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+