В гостях у Белого Клыка: амурский каюр разрабатывает зимние маршруты для собачьей упряжки

Проехать с ветерком да по первому звонкому снежку, любуясь замечательными амурскими пейзажами. И не просто проехать, а на собачьей упряжке, словно настоящий покоритель севера. Такая возможность уже в этом году появится у жителей Приамурья. Энтузиаст Владимир Шаронов из благовещенского села Белогорья разводит ездовых собак — амурских лаек индана, и уже несколько лет осваивает непростую работу каюра. В гостях у погонщика собак побывали журналисты «Амурской правды».

Все началось с Маи

Уже за несколько метров до вольера слышится многоголосый собачий лай — четвероногие чувствуют и приветствуют хозяина. В этом хоре выбивается один голос, который не лает, а будто слова выговаривает.

— Это моя Мая — единственная сибирская хаски у меня, — улыбается Владимир. — Она правда разговаривает. Сейчас вот говорит: «Бегать хочу!» Это первая собака, с которой все началось. Мы с супругой однажды посмотрели фильм «Белый плен», про собак, которые остались в Антарктике без людей. Фильм трогательный — очень зацепил, и я предложил жене купить пса. К тому же я сам из детского дома, у нас всегда были собаки. Не породистые — дворовые. Мы подкармливали их, ухаживали. И мечта была иметь свою собаку, на вид похожую на лайку, но с прямым хвостом, как у немецкой овчарки. Супруга после долгих раздумий предложила обмен: ей — телефон, мне — собаку. И когда я увидел Маю — влюбился с первого взгляда. Заказывал ее из Москвы.

У Владимира в запасе много историй, связанных с разноглазой красавицей Маей.

Фото: Владимир Воропаев

— Обычно на прогулку я беру сразу четырех собак и ухожу с ними в сопки, — припомнил одну из них погонщик. — В этом году пошли гулять, и пошел холодный дождь, я так замерз, что карабин, на котором держу собак, не мог разжать. А дошли уже до кладбища на 17-м километре. Мая какую-то кость (не человеческую!) нашла и никак не хотела уходить. Подумал тогда: «Черт с тобой! Опытная — сама дойдешь!» Остальных собрал и ушел домой. Открыл вольер, положил корм. Утром прихожу — ни корма, ни собаки. Друг фотку отправляет: «Твоя собака?» Смотрю, на снимке и правда Мая: сидит, голову опустила и вся морда в крови. Стал переживать, конечно! Звоню по указанному номеру. Там говорят, что с собакой все нормально, мол, бери денег побольше и приходи. Оказалось, что Мая на одном из частных подворий забила восемь несушек и одного петуха. В пять тысяч в итоге нам эта прогулка обошлась.

Нарты своими руками

В 2012 году у Владимира появилась и первая амурская лайка индана, а еще большая мечта — создать полноценную собачью упряжку. Два года ушло на то, чтобы прочитать десятки книг на эту тему и своими руками сделать нарты.

Фото из личного архива Владимира Шаронова

— Самые бюджетные нарты, если покупать готовые, стоят больше 25 тысяч рублей, — продолжил амурский каюр. — И я решил сделать их сам. Искал детали, крепления, сам выпиливал. Опробовал в гонках на собачьих упряжках на «Амурской метели» в Хабаровском крае. Переживал сильно! Перед гонками судьи обязательно проверяют снаряжение, особое внимание — на нарты. Передо мной был парень с заводскими нартами, так специалисты их разнесли в пух и прах. Думал, что мои — самодельные — вовсе забракуют. А судьи подошли, внимательно все осмотрели и сказали, что эта хорошая нарта — крепкая.

Тормоза не для трусов

Хотя без проб и ошибок тоже не обошлось. Одна из них едва не закончилась трагически.

— Первые свои нарты сделал без тормозов, — вспомнил историю наш герой. — Думал, зачем мне они? Тормоза ведь трусы придумали. И понял, что ошибался, когда с сопки летел, в прямом смысле. Во время первой поездки врезался на приличной скорости в дерево, сломал левую лыжню, перелетел через нарту. К счастью, ничего не сломал. После этого случая уже сделал тормоза.

«Берингия» — традиционная Камчатская гонка на собачьих упряжках. Проводится ежегодно начиная с 1990 года. Первая гонка прошла в январе 1990 года. На трассу протяженностью 250 километров вышли восемь упряжек. На следующий год длина трассы составила уже 1 980 километров. Гонка этого года была занесена в Книгу рекордов Гиннесса в мире. Самыми массовыми стали гонки 2009 и 2010 годов — на старт вышли по 17 упряжек. Сейчас гонка проводится на трассе длиной 1 100 километров.

Владимир Шаронов признался, что не планировал хобби превращать в бизнес, все произошло случайно зимой прошлого года.

— У меня есть традиция каждый год ездить на упряжке от Белогорья до Благовещенска и обратно, — продолжил амурчанин. — Хорошо так… Снежок скрипит, солнышко припекает. Возьмешь термос с горячим чаем, сделаешь привал, сидишь и любуешься нашими красотами. В прошлом году мою поездку сняли на видео случайные прохожие и выложили в интернет.  Потом позвонили люди, которые хотели прокатиться на упряжке. Сказал, что без проблем, приезжайте. Покатал, все остались довольны. А когда спросили, сколько это удовольствие стоит — сказал, что три тысячи — час, именно этой суммы мне не хватало, чтобы поехать на соревнования «Амурская метель». Думаю, что в этом году продолжу катать всех желающих. Места у нас красивые — сейчас маршруты разрабатываю. Один из них точно будет на озера — Утес, Большое, по дороге покажу горнолыжный комплекс, который обещают достроить у нас в этом году.

Беспокойное пополнение

Помимо разработки туристических маршрутов, у Владимира новая забота — несколько месяцев назад сразу две его лайки ощенились. Сейчас в вольере резвятся шесть взрослых собак и десять щенков.

Фото: Владимир Воропаев

— Имена большей части пополнения дал по названию амурских рек — Бирма, Нора, Уркан, Ульма, одного щенка сын назвал Сандором, — познакомил с неугомонными малышами Владимир. — Еще есть Чильча, что в переводе с эвенкийского — «изгиб полозьев нарт». Еще одного, с серой спинкой, назвал Белый Клык.

Фото: Владимир Воропаев

Владимир признался, что щенки, которые сейчас больше похожи на плюшевых неуклюжих медвежат, — будущие чемпионы. Именно их он будет готовить для большой упряжки из десяти собак. Сейчас каюр собирается установить рядом с вольером тренировочное колесо, как для хомяков, только гораздо больше, чтобы будущие чемпионы могли тренироваться в любое время года.

— Второй раз про меня «Амурская правда» пишет, — улыбнулся Владимир. — В первый раз говорил, что мечтаю свою жизнь связать с карате. Эта мечта исполнилась — я веду секцию карате у школьников. Теперь мечтаю о большой упряжке и гонке на Камчатке — «Берингии». Цена вопроса 600 тысяч — туда и обратно съездить.

Посмотреть на замечательных собак Владимира Шаронова, а также договориться на поездку можно на его страничке @amur_region_indana в Instagram.

 

 



 

 

«Амурская правда» и Туристко-информационный центр Амурской области  запустили совместный проект «Текст-Тура». Наши журналисты станут настоящими гидами для читателей: мы покажем самые удивительные уголки нашей области и расскажем об энтузиастах, которые помогают раскрывать туристический потенциал региона.

Возрастная категория материалов: 18+