Как цифровая революция влияет на образование: 32-й семинар Проекта 5-100 собрал мнения экспертов

Задача вузов — сделать из студентов успешных людей 21 века

32-й семинар-конференция Проекта 5-100 прошел в онлайн-формате 1 октября 2020 года. Основной стала тема «Как вузам формировать успешных людей XXI века из своих студентов». Он продолжила форсайт-сессию о глобальной диджитализации образования, обсуждение которой стартовало 15 сентября на 31-м семинаре-конференции. Главный вопрос, который обсуждали эксперты, – гуманитарные и технические взгляды на тренды, а также социальные последствия цифровой революции в ближайшие годы и десятилетия. Прежде всего речь шла о технологиях виртуальной и дополненной реальности. Говорили также об особенностях нового мира, в котором предстоит работать обучающимся сегодня студентам.

Студент должен уметь идти на риск

Открыл семинар-конференцию врио директора ФГАНУ «Социоцентр» Борис Филиппов. Он уверен: вузам необходимо развивать тенденцию последних лет, в которой студент выступает в роли активного субъекта образовательного процесса. Университетам крайне важно формировать у обучающейся молодежи умение творчески решать нестандартные задачи и способность идти на обоснованный риск.

Кроме того, эксперты высшего образования представили свои системные прогнозы по трендам развития технологий и науки. Они определили, какие шаги необходимо предпринять для решения проблем, вызванных пандемией коронавируса и переходом на дистанционное обучение. Также обсудили, как минимизировать негативные последствия и на каких перспективных направлениях сфокусироваться.

Глобальные тенденции бросают вызов развитию человеческого потенциала

Первые результаты проекта по исследованию 30 глобальных трендов в сфере развития человеческого потенциала в XXI веке представил Александр Соколов — директор Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Для проекта разработали специальную систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, она обрабатывает более 400 миллионов документов на русском, английском и китайском языках, включающих отчеты по НИР, научные публикации, гранты, материалы конференций и так далее.

Развитию человеческого потенциала бросают вызов шесть глобальных тенденций: экономическая, социальная, экологическая, политическая, технологическая и ценностная.

Как удержать элиту в регионах

Зампред полномочного представителя президента в ДФО зачитал доклад «Как вырастить и удержать новую элиту в отдаленных регионах России?». Эксперт констатировал — процессу создания региональных элит препятствует отток значительной части талантливых абитуриентов и выпускников за рубеж, откуда они редко возвращаются. Решение Куранов видит в том, что вузам следует уделять больше внимания глубинному воспитанию патриотизма, духовности, любви к своей стране и родному краю. «Патриотизм – это потребность гордиться. Своей страной, городом, семьей, работой», — подчеркнул спикер.

Новые технологии увеличивают вовлеченность в обучение

Разговор о жизни в цифровую эпоху продолжила Екатерина Филатова — директор по коммуникациям Центра Национальной технологической инициативы на базе ДВФУ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности, президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности. Эксперт рассказала о прогрессивных решениях в корпоративном образовании с помощью AR/VR-технологий – они многократно увеличиваюют вовлечение студентов в процесс обучения.

Тему VR/AR в журналистике поддержала в своем докладе заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева, поделившись опытом работы с иммерсивными форматами.

В целом технологическим возможностям виртуальной и дополненной реальности в образовании и медицине были посвящены две сессии. Их соорганизаторами выступили специалисты Дальневосточного федерального университета. Во время дискуссии спикеры обсудили практические кейсы применения VR/AR технологий в образовательном процессе.

Время разбудить творческое начало

Уникальным опытом работы со студентами творческих вузов поделился ректор ГИТИСа Григорий Заславский, выступавший модератором форсайт-сессии. Он поднял тему о том, как разбудить в студентах творческое начало, нестандартное мышление и конструктивную коммуникацию. Руководитель вуза поделился наработками, накопленными в ГИТИСе и других ведущих университетах культуры.

- Во время конференции также обсуждались методики развития творческого потенциала, инициативности, научного интереса у студентов и их дальнейшее прикладное применение на перспективных рынках труда, связанных с цифровой революцией, — сообщает сайт Проекта 5-100.

Повысить конкурентноспособность российских вузов

Перед системой российского высшего профессионального образования, включающей в себя университеты с многолетней историей и международной известностью, стоит непростая задача – соответствовать современным темпам мирового развития и при этом не терять академические традиции. Проект 5-100 призван повысить конкурентоспособность ведущих российских университетов на фоне ведущих мировых научно-образовательных центров. Необходимо способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов и укреплять их позиции.

Проект 5-100 был запущен в мае 2013 года по Указу президента. Изначально работа была рассчитана на семь лет.

Проект стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования. В числе предыдущих инициатив руководства страны, показавших свою эффективность, — создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

Возрастная категория материалов: 18+