Врач онкодиспансера Татьяна Молчанова: «Темные пятна на экране — маркеры онкологии»

«На экране аппарата УЗИ злокачественные образования выглядят как темные пятна, ближе к черным, — рассказывает врач ультразвуковой диагностики Амурского областного онкологического диспансера Татьяна Молчанова. — Современная техника позволяет распознавать подозрительные очаги размером от пяти миллиметров. А самые большие, которые приходится видеть, даже не входят в экран монитора». В онкодиспансере Татьяна Александровна работает уже 25 лет. В интервью «Амурской правде» она объяснила, почему так важно проходить регулярные обследования и не закрывать на болезнь глаза, рассказала об арсенале и коллективе медучреждения, поделилась своим отношением к работе, пациентам и историей о том, почему выбрала профессию врача.

«Начиная прием, я четко нацелена все тщательно просмотреть с помощью аппаратуры. Если есть какая‑то патология, обязательно ее найти, докопаться до сути», — говорит Татьяна Молчанова.

«Искренне хотела спасать жизни»

Татьяна Молчанова родилась в Благовещенске. Стать врачом мечтала еще со школы. Когда в восьмом классе нужно было определяться, какую специальность выбрать для посещения на учебно-производственном комбинате, пошла на сестринское дело.

— Профессия врача была в то время очень уважаемой, — вспоминает Татьяна Александровна. — Столько я видела в ней благородства и добра! Мне нравилось, что врачи помогают, а их уважают. Вот и я тоже искренне хотела помогать людям, спасать жизни. Следуя этим порывам души из детства, после окончания школы поступила в Благовещенский мединститут. Во время учебы работала медицинской сестрой в пульмонологическом отделении института патологии дыхания. Тогда убедилась на практике, что с выбором профессии не ошиблась. Окончив институт, устроилась работать в Амурский областной онкологический диспансер врачом-терапевтом. Через два месяца прошла первичную специализацию по ультразвуковой диагностике, и с того времени работаю врачом УЗД.

«Чувствую большую ответственность»

В онкодиспансере Татьяна Молчанова уже четверть века. Но до сих пор помнит, как вела свой первый прием в статусе врача ультразвуковой диагностики. Тогда пришла молодая женщина. Обследование показало, что у нее прогрессирует онкологическое заболевание.

— Я тогда испугалась и растерялась, — вспоминает Татьяна Александровна. — Когда на учебе стояла за спиной у преподавателя и слушала объяснения, все было просто и понятно, а тут самостоятельно нужно было разбираться, где очаг, как болезнь распространяется. Но потихоньку освоилась. Страха в работе давно нет. Начиная прием, я четко нацелена все досконально, тщательно просмотреть с помощью аппаратуры, и, если есть какая‑то патология, обязательно ее найти, докопаться до сути. Рак коварен тем, что на начальных стадиях протекает незаметно. Поэтому моя задача — выявить опухоль у первичного пациента, пока она еще маленьких размеров и не дает тяжелых симптомов. Чувствую большую ответственность. Бывают, конечно, случаи, когда сомневаешься, видишь какой‑то сложный случай. Обязательно приглашаешь докторов, и уже вместе мы совещаемся и принимаем решение.

В кабинет УЗД приходят пациенты не только для выявления опухолей и постановки диагноза. Также сюда направляют больных, которые уже проходят лечение в онкодиспансере, и им необходимо отслеживать динамику.

— Очень приятно видеть, когда усилия врачей дают положительный результат, сравниваешь исследования и понимаешь, что опухоль уменьшается в размерах или вообще исчезла, — отмечает собеседница. — Таких случаев много. Еще к нам приходят пациенты на контрольное наблюдение, которых в онкодиспансере уже давно пролечили. Смотрим, нет ли прогрессирования заболевания и рецидива. Иногда после такого обследования люди спрашивают: «А вы меня не помните?» И рассказывают, что столько‑то лет назад я выявила у них опухоль, лечение было успешно пройдено, говорят слова благодарности. Это всегда очень трогает за душу, дарит радость и несет чувство удовлетворения от того, что делаю, а еще большое чувство гордости за себя и команду онкодиспансера. Коллектив у нас очень дружный, грамотный, все отзывчивые, мобильные — никогда не откажут в консультации, если зовешь на помощь. Нам действительно важны здоровье и жизнь каждого пациента. Чтобы лечение было эффективным, постоянно учимся, развиваемся, перенимаем опыт.

В основном посетители проходят обследование бесплатно по направлению врачей онкодиспансера. Но есть и желающие просто проверить здоровье, которые пользуются платной услугой с профилактической целью.

Исследование может длиться от пяти минут и больше часа

Исследование на аппарате УЗИ, в зависимости от органа и патологии, может длиться от пяти минут и больше часа. Злокачественные образования глазами врача ультразвуковой диагностики — это темные пятна, ближе к черным. Они имеют неправильную форму, нечеткий контур.

— Бывают образования таких размеров, что даже в экран монитора не входят, — поясняет Татьяна Молчанова, — мы даже измерить их не можем. Так и пишем в заключении: «Не входит в экран». Это образования размером от 20 сантиметров. Самая маленькая опухоль, которую можно увидеть на нашем аппарате УЗИ, — до 5 миллиметров, речь идет о злокачественных образованиях в молочной железе. Раньше мы могли их рассмотреть, когда они уже достигали одного сантиметра, но технический прогресс сделал свое дело. В целом уровень оснащения диспансера очень изменился, парк аппаратуры обновился, и, конечно, это коснулось ультразвуковой диагностики. Когда я начинала работать, здесь был всего один маленький портативный аппарат УЗИ с двумя датчиками, с ограниченным спектром исследований. Сегодня у нас шесть аппаратов УЗИ, они расположены в оперблоке, реанимации, стационаре и поликлинике.

В 2019 году по программе «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение» онкодиспансер получил два современных аппарата ультразвуковой диагностики экспертного класса с высокой разрешающей способностью, с большим количеством функций и с пункционными насадками. «Теперь под контролем УЗИ выполняем множество малоинвазивных малотравматичных вмешательств как с диагностической, так и с лечебной целями. Заметили подозрительный очаг — тут же выполняем пункцию (забор ткани), чтобы подтвердить либо опровергнуть, что опухоль злокачественная. Это позволяет выявлять заболевания именно на раннем этапе, когда прогноз на лечение более благоприятный, чем на развитых стадиях, — отмечает Татьяна Александровна. По ее словам, на новой аппаратуре очень хорошо различимы очаговые структуры печени, лимфатических узлов, образования почек и так далее. На старом аппарате все это было не так четко видно. Если выявляют такую патологию, отправляют пациента на более серьезное обследование с помощью компьютерной томографии. И часто оно подтверждает, что подозрения врачей были не беспочвенны.

Выбор и его последствия

Во время приема Татьяна Молчанова в обязательном порядке разговаривает с пациентом, расспрашивает, с чего началось заболевание, что беспокоит. Старается так вести диалог, чтобы человек раскрепостился, чувствовал себя комфортнее и ему было легче довериться врачу. Но опытному специалисту самому не всегда легко дается такое общение.

— Психологическая нагрузка на наш коллектив высокая, — говорит Татьяна Александровна, — ставить диагноз и говорить о нем пациенту непросто. Я всегда очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда приходят больные с запущенными случаями. Бывает, с такими, что видно уже не просто на аппарате, а невооруженным глазом. Какое‑то внутреннее недоумение бывает: как же так, почему не ходил к специалистам, как можно так себя запустить? Когда расспрашиваешь, люди находят кучу причин этому. То есть какую‑то причину — например, большую занятость на работе или страх, — они поставили выше своего здоровья. Такой вот выбор, и его последствия бывают очень тяжелые. Огорчает, что медицина развивается, а люди не идут вовремя к врачу, давая болезни время захватывать организм. Осадок у меня от этого в душе остается. Поэтому не лишним будет еще и еще раз сказать: необходимо проходить обследования на регулярной основе, как рекомендуют специалисты. Выявили новообразование — нужно лечение. В панику не впадать, руки не опускать, нужен настрой!

Несмотря на психологические нагрузки, Татьяна Молчанова никогда не представляла себя в другой сфере деятельности, ни разу не возникало желания сменить профессию.

— Я настраиваю себя на то, что в работе, как и в жизни, есть хорошее и плохое. Принимаю это, а по‑другому как? Хотя, бывает, мысли не дают покоя, прокручиваешь какую‑то ситуацию в голове, какой‑то случай. Пациент дверь закрыл и пошел, а ты за него переживаешь, интересуешься у коллег, отслеживаешь: что назначили, как идет лечение. Не всегда даже дома получается отвлечься. Но за 25 лет я к этому привыкла, справляюсь. Важно не только самому правильно себя настраивать на работу, но и пациента — на лечение. Когда выявляем опухоль, люди часто чувствуют себя растерянно, плачут, испытывают большой стресс. Мы с коллегами стараемся успокоить, поддержать и подбодрить, объясняем, какой будет тактика лечения, морально подготавливаем. Стараемся донести до пациента, что он не сам по себе идет в пустоту, где ничего не знает, а его ведут поэтапно опытные специалисты. И знаете, наши пациенты молодцы. Успокаиваются и приходят с боевым настроем, готовые бороться с недугом. Таких большинство.

На правах рекламы

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА



 

 Совместный проект «Амурской правды» и Амурского областного онкологического диспансера приурочен к 70-летию медучреждения. Диспансер отметит юбилей 1 июля 2021 года. В проекте мы рассказываем о медиках, помогающих амурчанам бороться с грозным диагнозом. «В онкослужбе области трудятся преданные своему делу люди, которые пришли сюда по призванию. Они понимают, что результат лечения зависит от их профес­сиональной, добросовестной работы», — говорит главврач онкодиспансера Алексей Побережский. 

Возрастная категория материалов: 18+