Акулы пера с горящими глазами: 20 лет назад Амурский госуниверситет начал подготовку журналистов

«Каждый — на вес золота». Так о будущих акулах пера, точнее укротителях клавиатуры, микрофона, камеры и диктофона, говорят в Амурском госуниверситете на кафедре русского языка, коммуникации и журналистики. Первый набор на специальность «Журналистика» состоялся здесь в 1995 году. Однако эта группа в полном составе на последнем курсе была отправлена доучиваться в Воронеж, поэтому первый выпуск журналистов в АмГУ состоялся в 2001‑м, дипломы тогда получили 10 человек. С этого момента началась история подготовки вузом профессиональных кадров для работы в СМИ. Несмотря на все разговоры о кризисе и даже «смерти» профессии журналиста как таковой, желающих овладеть мастерством слова и создавать инфопространство меньше не становится, отмечают на кафедре. В этом году, например, в вузе выделено 17 бюджетных мест на направление подготовки «Журналистика». Это будет самый большой набор на бюджет за последние несколько лет.

Профессия для тех, кто хочет изменить мир

— Думаю, что рассуждать о смерти журналистики в целом преждевременно. Особенно если судить по набору абитуриентов в центральные вузы страны и в наш университет. Популярность направлений «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» среди поступающих традиционно высокая. Да и на рынке выпускники нашей кафедры востребованы. Большая часть выпускников уходит работать в СМИ, — делится подробностями Елена Иващенко, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка, коммуникации и журналистики АмГУ. — Поскольку ремесло журналиста связано с умением собирать информацию, правильно и качественно ее обрабатывать и предоставлять аудитории, то своей актуаль ности профессия не потеряет никогда. Другой вопрос, что в последние годы информационные каналы и требования к людям, работающим с информацией, очень изменились. Еще десять лет назад печатные издания, телевидение и радио были основными источниками, откуда люди получали новости, а сегодня главной платформой стал интернет. Переход на «цифру» не сделал информацию менее актуальной и востребованной. Скорее наоборот. Информации стало настолько много, что остро встал вопрос о ее качестве. Поэтому потребность в квалифицированных журналистских кадрах, способных работать на цифровых площадках, только выросла.

По словам Елены Иващенко, студентов-журналистов на факультете всегда выделяли «горящие глаза, интерес к окру‑ жающим явлениям и желание в будущем изменить мир». И за два десятилетия в этом смысле ничего не поменялось.

— К нам приходят абитуриенты с достаточно высокими баллами, активные и целеустремленные молодые люди, которые взрослели в эпоху цифровизации, активно использующие YouTube, Instagram и другие платформы для получения информации; подписанные на известных блогеров, — «рисует» среднестатистический портрет студента-журналиста АмГУ Елена Геннадьевна. — Они готовы работать на новых информационных площадках. Говорить, что блогеры в медиапространстве стали вытеснять профессионалов, тоже преждевременно. Если посмотреть на топ-10 самых популярных каналов в YouTube и Telegram в 2020 году, можно увидеть, что журналисты тоже начинают играть по новым пра‑ вилам. В топе — канал журналиста Юрия Дудя. Пришли и стали успешными на YouTube журналисты Ирина Шихман, Алексей Пивоваров. Профессионалы по‑прежнему востребованы. Об этом мы говорим и нашим студентам.

Портфолио даст дополнительные баллы

— Однако «фундамент» остается тем же, что и раньше. Журналистика — профессия многогранная, поэтому багаж знаний в области литературы, истории, экономики, русского языка — та основа, которая необходима любому профессионалу. Базовые дисциплины для будущих журналистов остаются теми же, что и десять, и двадцать лет назад. В то же время появляются новые предметы. К примеру, два года назад были введены такие дисциплины, как «Фактчекинг» и «Цифровая журналистика». Изменилось наполнение такой дисциплины, как «Журналистское мастерство», что также связано с общей цифровизацией. К преподаванию активно привлекаются журналисты, работающие в СМИ, — продолжает Елена Иващенко. — Почти все студенты начинают пробовать себя в профессии с первого курса. И ждут наших выпускников не только в СМИ. На кафедру постоянно обращаются руководители организаций, которым нужны молодые люди, умеющие работать с текстом, вести соцсети, отвечать за связи с общественностью.

Фото: АмГУ

Тем, кто планирует связать свое будущее с журналистикой, в АмГУ советуют как можно раньше начинать собирать портфолио. Оно позволит получить абитуриенту серьезный «бонус» — до 20 дополнительных баллов при поступлении.

— Сегодня и в Благовещенске, и в районах области работают специализированные школьные и внешкольные объединения, где можно попробовать себя в будущей профессии. Также вариант — наладить сотрудничество с местными СМИ, — советует завкафедрой русского языка, коммуникации и журналистики АмГУ. — Мы принимаем от абитуриентов публикации, видео- и аудиоматериалы. Впрочем, кто на что способен, обычно показывает творческий конкурс. Этот этап остается важным и обязательным на протяжении 25 лет с момента первого набора и позволяет отобрать молодых людей, которые будут формировать новое поколение журналистов.

Целая команда выпускников АмГУ работает в «Амурской правде»: Елена Павлова, Ольга Гордиенко, Лариса Маковецкая (Хатамова), Ксения Арефьева, Екатерина Гвоздовская, Арина Шевченко и автор этого материала — Яна Колода. 

Нино Кохреидзе-Бушуева, заместитель руководителя службы информационных программ филиала ВГТРК ГТРК «Амур», выпускница АмГУ 2005 года:

— Когда я училась в школе, писала в детскую газету «Калейдоскоп» и даже получала за свою работу гонорары. На тот момент, когда я окончила вуз, работала в штате телекомпании «Альфаканал». Вообще, наша группа была очень активной и смелой, впрочем, как и весь тот период в журналистике. Мы читали Панюшкина, я фанатела от Парфенова и его «Намедни». Мы хотели работать, как они. Попробовала себя в газете, на радио. А с третьего курса начала работать на ТВ и влюбилась в эту площадку.

К критике отношусь хорошо. Конструктивная критика помогает совершенствоваться. Но есть кутью, думаю, еще рано. Журналистика не умерла, она трансформировалась. В большей степени на эти вынужденные перемены повлияло государство. Потеряв возможность устраивать открытые дебаты и дискуссии, многие ушли на другие площадки и даже в другие жанры. Реформы сделали практически невозможным существование частных региональных СМИ. Это плохо, очень трудно, но это временно, я так думаю. Еще в университете на курсе по истории мировых СМИ я впервые услышала про общественные СМИ, которые финансируются за счет общества и работают в интересах того самого общества. Но это Европа. В России после недавнего советского опыта о таком можно только мечтать. И в нашей стране появились СМИ, которые работают по подписке, но это, конечно, абсолютно не те масштабы, к сожалению. А вообще, пытливый читатель/слушатель/ зритель и сейчас может найти интересные площадки. Блогеров я люблю и с удовольствием слежу за многими. Вообще люблю талантливых людей. Хороший блогер ничем не уступает профессионалу. Единственное отличие — он сам монетизирует свой труд. И это вообще замечательно.

Конечно, в каждой профессии есть свои требования и кодексы. К примеру, у журналистов есть этический кодекс. Но разве мало примеров, когда его нарушают профессионалы? Как и везде, есть качественный контент, а есть вызывающий сомнения. Требования к журналистам меняются очень быстро. Сейчас время такое: меняется техника, средства коммуникации. Одновременно расширяются возможности. Я всегда считала, что настоящий профессионал должен обладать навыками работы во всех типах СМИ. Помимо всего прочего, это еще и очень интересно. Лет 10—15 назад много говорили о конвергентных редакциях. Последнее время слышу об этом нечасто. Вижу по опыту регионалов, что частично это воплощается.

Иван Беляев, редактор телеканала «Россия-24», выпускник АмГУ 2008 года:

— Я с детства грезил телевидением, мечтал работать именно на федеральном канале. Вообще, АмГУ сыграл судьбоносную роль в моей жизни, за это я очень признателен и благодарен. Нельзя сказать, правда, что все эти пять лет я был самым прилежным студентом, но это уже другой вопрос…

После первого курса я попал на практику на ГТРК «Амур» и туда же устроился работать в штат после третьего курса университета. Работая, иногда делал сюжеты для федеральных каналов — «России-1» и «России-24». Возможно, они были вполне сносными, по крайней мере, меня заметили и предложили перебраться в Москву и поработать редактором на «Россию-24», где я по сей день и тружусь.

К критике профессии отношусь философски. Не критикуют только тех, кто ничего не делает. Конечно, журналистика из вузовских учебников и журналистика из реальной жизни отличаются. Как и любая другая профессия. Сейчас, как мне кажется, превалирует журналистика мнений, поэтому так много разных общественно-политических ток-шоу. А мнения всегда вызывают эмоции, и было бы странно, если бы эти эмоции всегда были только положительными. Мне больше нравится журналистика фактов, поэтому я и работаю в новостях.

Как и весь мир, журналистика меняется стремительно. Информация не только текстовая, но и визуальная до зрителя доставляется намного быстрее, чем раньше. Иногда буквально в режиме прямого эфира, если имеется трансляция, которую очевидцы ведут во «ВКонтакте», YouTube или «Инстаграме». В этом плане журналистика становится все более народной. На «России-24» на эту тенденцию обратили внимание еще несколько лет назад и запустили программу «Мобильный репортер», в создании которой я тоже принимаю участие.

Есть еще один момент, на который я обратил бы внимание: журналистика, как бы ее ни ругали, становится более прозрачной. Если недобросовестный журналист исказил факты, то любой обиженный на него человек может тут же написать об этом в соцсетях. А такие истории быстро становятся известны.

Можно скептически реагировать на то, что я сейчас скажу, но факт остается фактом: в России много СМИ — есть государственные, есть оппозиционные, есть те же блогеры. И все друг за другом «присматривают» и пытаются поймать на какой-нибудь недостоверности. Поэтому сейчас журналистам, как никогда, приходится аккуратно и бережно обращаться с любой информацией.

Возрастная категория материалов: 18+