• На съемочной площадке — режиссер Кирилл Серебренников.
  • Исполнитель главной роли Семен Серзин.
  • Семен Серзин и Иван Дорн на репетиции перед съемками.

Грипп как повод

В центре сюжета — Петровы. Казалось бы, самая обычная семья с одной из самых распространенных в России фамилий. Глава семьи — автослесарь, его супруга — библиотекарь. И еще у них есть сын. Вроде, ничего особенного... Но все меняется, когда семья заболевает гриппом, и жизнь оказывается полной безумия, фантастики и сюрреализма. В фильме будет и множество других интересных персонажей, у каждого из которых есть своя история.

— В тот момент, когда мы с Кириллом Серебренниковым заканчивали работу над фильмом «Лето», думали о каком-то следующем нашем шаге. Тогда и пришла идея, чтобы Кирилл написал сценарий по этой книге, — рассказал продюсер фильма Илья Стюарт. — И так совпало, что в то же время в театре «Гоголь-центр» по инициативе Кирилла готовилась постановка спектакля по роману «Петровы в гриппе и вокруг него». Это показалось нам судьбоносным совпадением, хотя, конечно, это два совершенно разных, независимых друг от друга проекта. Но это лишь подчеркивает, насколько богат текст Алексея Сальникова, что его можно интерпретировать совершенно по-разному и в театре, и в кино.

Петров и его жена

Исполнитель главной роли Семен Серзин.

На роль Петрова Серебренников пробовал нескольких актеров, а театральному режиссеру и актеру Семену Серзину, в итоге исполнившему эту роль, вообще изначально предложил поставить по книге спектакль.

— Да, я предлагал Сене как режиссеру сделать это в театре, но потом подумал, что он и должен сыграть Петрова, — вспоминает Кирилл Серебренников. — Петрова играть непросто: у него функция наблюдателя, практически рассказчика, надо отказаться от актерской «выразительности» и сыграть внешне неприметного, молчаливого, «обычного» человека».

Роль супруги главного героя исполнила Чулпан Хаматова.

 Чулпан Хаматова впервые играет такую необычную роль.

— Я прочла эту книжку сразу, как только она вышла, — рассказала актриса. — Читала в самолете. Она мне показалась очень смешной и очень талантливой — я хохотала так, что стюардессы попросили меня смеяться потише. А когда Кирилл Серебренников сказал, что будет снимать фильм по книге и предлагает мне роль Петровой, я с невероятной радостью приняла приглашение!

Кстати, эта роль для Чулпан Хаматовой стала немного непривычной. Несмотря на то что в фильмографии актрисы очень много разных героинь — такой ее еще никто не видел.

— Чулпан никогда такое не играла: она всегда играет про добро, а тут нужно было сделать какую-то уникальную, практически сверхженщину, — говорит Серебренников. — Мне показалось интересным предложить ей эту роль. Уверен, что такую Чулпан вы никогда раньше не видели. Даже съемочная группа на площадке иногда была ошарашена этой нашей Петровой, которая получилась, кстати, не совсем такой, как в романе.

Звездный состав

Кроме Семена Серзина и Чулпан Хаматовой в фильме заняты Юлия Пересильд, Юрий Борисов, Юрий Колокольников, Иван Дорн и многие другие артисты.

Иван Дорн играет альтер-эго главного героя — им же выдуманный персонаж, с которым он ведет диалог и убивает потом внутри себя. В романе ему уделено много места, а в фильме — вставной эпизод, отдельный номер.

Кирилл Серебренников и Иван Дорн репетируют предстоящую сцену.

На роль Сергея Кирилл Серебренников неожиданно для всех пригласил музыканта певца Ивана Дорна. Несмотря на то что, по мнению кинокритиков, Иван мог не справиться с этой ролью, режиссер своего мнения менять не стал и был уверен, что эта роль только для него — и не ошибся!

— У меня плохое актерское прошлое: несколько неудачных ролей в кино и сотрудничество с посредственными режиссерами, которые не смогли из меня достать жилу актерскую, — честно признался Иван. — Хотя она у меня есть, я это точно знал! Доходило до того, что ко мне подходили поклонники и говорили: «Вань, не снимайся в кино — пой, сочиняй музыку, кино — не твое». И я зарубил себе на носу, что больше в кино никогда сниматься не буду. Но когда мне предложил сняться у себя в фильме сам Кирилл Серебренников, я для себя это воспринял как шанс реабилитировать свое прошлое. Ну и как вообще можно отказать такому режиссеру?

Правильные люди

Необычную роль сыграла и Юлия Пересильд — Снегурочки Марины на детском празднике.

 Юлия Пересильд сыграла Снегурочку.

— Я, наверное, класса с пятого и до сегодняшнего дня каждый год выхожу в костюме Снегурочки, — смеется Юля. — Сначала в школе. Потом был период, когда я зарабатывала этим деньги в студенческие годы. А теперь, уже как учредитель благотворительного фонда «ГАЛЧОНОК», я в образе Снегурочки на Новый год приезжаю к особенным детям. Поэтому для меня эта роль была органичной в этом смысле, хотя для моей героини ровно наоборот: для Марины выступить на утреннике было настоящим стрессом.

Сложившимся актерским составом Кирилл Серебренников остался доволен.

— У меня есть теория, что кино снимает себя само, — признается Кирилл Серебренников. — Оно отбирает, кто ему нужен, кто — нет, и выбирает тех артистов, кто должен в нем быть. У «не тех» артистов оказываются заняты даты съемок, они не приезжают на пробы, с ними расстаются уже по ходу подготовки… Наш фильм «выбрал» себе правильных людей. И мне кажется, возникла прекрасная команда артистов, с которыми было очень увлекательно работать.

Параллельные миры

Сюжет книги разворачивается в Екатеринбурге, однако по ряду причин съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье. Действия в фильме происходят не только в наше время (в начале 2000-х), но и живут в некоторых воспоминаниях героев о прошлом — в 70-х годах прошлого века.

 Одну из ролей в фильме играет Юрий Колокольников.

— Москва хороша тем, что здесь можно найти все что угодно, — пояснил Серебренников. — Мы смотрели фотографии Екатеринбурга начала 2000-х, сличали и старались найти тут то, что екатеринбуржцы не отторгнут — не скажут, что у них такого нет. Более того, несколько проездов и пролетов было снято непосредственно в самом уральском городе — машина Петрова мчит по ночному Екатеринбургу, и то, что видит маленький Петров из трамвая — знаменитый район Уралмаш. Так что столица Урала в фильме присутствует точно. Но хотелось, чтобы люди, живущие в других городах, могли узнать в нашем кино и свой город.

В фильме даже есть сцена, в которой практически реконструировали советскую «ёлку» 1979 года, которую смотрели дети. Много черно-белых эпизодов фильма снималось в одном из подмосковных Домов культуры. Художникам понравились там не только удобная планировка, подходящие коридоры, кабинеты, аудитории, зал со сценой и пространство за ней, но и сохранившаяся там атмосфера 70-х годов, удивительно подходящая для исторической части фильма. А в большом холле была установлена живая пушистая елка, украшенная старыми игрушками для съемок сцен детского новогоднего утренника. Но в том же холле проходили занятия по йоге, и пока съемочная группа работала в соседнем помещении, жители поселка занимались йогой прямо вокруг этой елки, среди осыпающихся иголок.

— Для меня «Петровы в гриппе» — это работа с прекрасным автором, мир которого оказался и моим миром, и, надеюсь, всем нашим тоже, — резюмировал Серебренников. — Это работа с прекрасными артистами. Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство: про страхи и про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное.

Фото Сергея Пономарева и Алекса Йоку

Возрастная категория материалов: 18+