Судно-термос для рыбы: как Благовещенский судостроительный завод помогает Якутии обновить флот

Сегодня, 7 августа, из Приамурья в Якутию отправится моторный бот «Тыймылыр». Это уже второй заказ, выполненный судостроительным заводом для Республики Саха. Прошлое судно — бот «Аллайха» — было построено в 2019 году и успешно эксплуатируется. Сейчас на этом судне ловят рыбу на реке Индигирка в зоне Арктики. Чтобы принять новый бот и обсудить планы на будущее, в столицу Приамурья в конце прошлой недели с визитом приезжала официальная делегация Республики Саха (Якутия) во главе с председателем правительства региона Андреем Тарасенко.

Сарафанное радио

Много судов такого же типа как «Аллайха» и «Тыймылыр» были построены судостроительным заводом для Сахалина порядка 20 лет назад. Но проект был доработан специалистами технического отдела завода для заказчиков из Якутии — обновленные суда подходят для эксплуатации в условиях, приближенных к арктическим.

Оба заказа якутян выполнены по похожему проекту, только у первого бота «Аллайха» отличалось техническое задание — ему не нужно было выходить в море. Кроме того, рубка у «Тыймылыра» стала более комфортабельной по сравнению с предшественником — ее дизайн теперь эргономичнее, а в трюме улучшена термоизоляция — он сможет еще дольше держать холод для перевозки продукции.

Еще один заказчик из Якутии пришел на благовещенский судостроительный завод благодаря «сарафанному радио».

— Я знаком с прошлым якутским заказчиком, главой кооператива кочевой родовой общины «Аллайха» Сергеем Бережновым. Спрашивал его, и он вовсю хвалит свой промысловый бот, — рассказал директор МУП «Таймылырский» Денис Быдыгиев.

До 2019 года якутские заказчики просто не знали о благовещенском заводе. Между тем за почти 135 лет существования он спустил на воду свыше 500 судов.

Свою положительную оценку работе благовещенского судостроительного завода предыдущий заказчик из Республики Саха высказал и на самом высоком уровне:

— Для меня самое приятное, что я спросил о первом судне по этому проекту у хозяина бота «Аллайха» — и никаких претензий нет, — рассказал заместитель председателя правительства Амурской области Александр Нестеренко. — Думаю, что этот заказ еще даст возможность нашему заводу рассчитывать на новые заказы. Я считаю, что достойно будут выполнены все задачи, поставленные нашему легендарному судостроительному заводу. У него достаточно серьезная и славная история: в отдельные годы здесь выпускали по 17 судов в год. Мы помним все это и думаем, что завод заиграет заново.

Судно-термос для рыбы

Покупка «Тыймылыра» для якутского предприятия — большое событие и возможность расширить производственную деятельность.

Шесть тонн груза может перевозить рыбопромысловый бот длиной всего 18 метров. Фото: Владимир Воропаев

— Символично, что название судну вы дали по названию нашего отдаленного села Таймылыр, которое имеет две реки: Оленёк, которая впадает в Северный Ледовитый океан, и Оленёкскую протоку, дельту реки Лены. У нас самый вкусный морской омуль вылавливается, муксун, чир, нельма и остальные. Раньше, в советское время, у нас был свой завод и свои рыболовные суда, и с выгрузкой не было проблем, но сейчас все устарело, и этот бот — наше первое приобретение, — рассказал директор МУП «Таймылырский» Денис Быдыгиев. — У нас ежегодно вылавливалось около 117 тонн рыбной продукции, но в основном — в зимний период, а сейчас мы и в летнее время будем вылавливать. У нас есть свои шоковые заморозки. Сотрудники хотят работать, но не было у нас раньше возможности вывезти продукцию до основной трассы. Сейчас сможем из Таймылыра сами транспортировать ее до Якутска.

Судно «Тыймылыр» имеет уникальные технические характеристики: при совсем небольшой осадке в 84 сантиметра и сравнительно скромных габаритах у него достаточная грузоподъемность — бот длиной всего 18 метров может перевозить 6 тонн груза.

Трюм представляет собой два отсека, которые разделены водонепроницаемой переборкой. Он устроен по принципу «термоса» — очень хорошо сохраняет температуру. Замороженную рыбу можно спокойно перевозить в трюме 2‑3 суток, она будет в таком же состоянии.

15 километров в час — такую скорость может развить судно при полной загрузке продукцией. Фото: Владимир Воропаев

Мощность главного двигателя бота — 90 лошадиных сил, что позволяет полностью загруженному судну двигаться со скоростью до 15 километров в час. Это даст возможность забирать рыбу в совсем мелких протоках, а также выходить в море на расстояние до 5 километров, быстро возвращаясь на береговые базы. Также судно не требует большой команды — экипаж всего два человека: капитан и матрос.

Заказчик уже испытал приобретение в акватории реки Зеи: приехавший в составе делегации капитан ходил на судне около трех часов. В Якутию бот доставят сухопутным путем — 7 августа он отправится туда на рыболовном трале.

Большая роль

В Республике Саха (Якутия) шесть судоходных рек, и есть потребность в судах по подобным проектам. Раньше эту потребность закрывали покупая подержанные суда за границей, но они служат меньше чем новые и часто предназначены для плавания в более теплых водах.

Кроме того, благодаря целевой программе развития сельского хозяйства Республики Саха, якутским предпринимателям стало выгодно покупать новые судна. По программе минсельхоз возмещает до 90 процентов стоимости судна без учета НДС. Таким образом, заказчик «Тыймылыра» сам оплатит лишь треть от стоимости судна, а остальное софинансирует минсельхоз республики.

12

месяцев гарантии предоставляет завод на рыбопромысловый бот

Сотрудничество Приамурья и Республики Саха (Якутия) могло и не состояться. Еще во время закладки первого судна «Аллайха» два года назад, замминистра сельского хозяйства Якутии Прокопий Николаев рассказал: в регионе просто не знали, что в Амурской области есть завод, способный выполнить такой объем работ.

Совместная работа благовещенского судостроительного завода и якутских заказчиков началось после выставки «Арктика — территория инноваций» в 2019 году. Там амурчане представили проекты пассажирских, рыболовных судов, которые можно выпускать.

— Наш завод надеется на дальнейшее сотрудничество с Республикой Саха и готов продолжать строительство судов по этому и другим проектам, — рассказал председатель совета директоров судостроительного завода Степан Попов.

 Сейчас благовещенский судостроительный завод специализируется на строительстве малых рыболовных судов, средних добывающих судов и вспомогательных судов для военно-морского флота.

Судна, построенные для якутских заказчиков, небольшие по размеру, но имеют большое значение для развития межрегиональных связей и судостроения.

— Я много ездил по судостроительным заводам по стране, и меня радует, что вы сохранили коллектив корабелов и сделали такой красивый проект. Многие заводы разорились, но те, кто начал делать такие суда, остались, — рассказал председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко. — Нам очень приятно работать с вами, а теперь мы еще хотим учиться у вас, потому что мы теперь свою — Жатайскую — верфь строим: был судоремонтный завод, а будет судостроительный. Мы хотим заключить хороший договор между нашими регионами, чтобы взаимодействие было постоянным. Потому что мы — соседи: два региона, которые друг с другом не соперничают, а наоборот, сотрудничают.

Обновить якутский флот

На рабочей встрече представители Амурской области и Якутии обсуждали дальнейшие планы по взаимодействию между двумя субъектами. В частности, говорили о возможностях завода, которые могут быть полезными потенциальным заказчикам, рассматривали варианты участия обоих регионов в национальной программе по развитию Дальнего Востока. Кроме того, планировалось выработать совместные решения по обновлению якутского флота, в том числе предложения по взаимодействию между благовещенским судостроительным заводом и Жатайским судоремонтно-судостроительным заводом в Республике Саха (Якутия). 

«Раньше у нас были свои рыболовные суда, но сейчас все устарело, и этот бот — наше первое приобретение», — рассказал директор МУП «Таймылырский» Денис Быдыгиев.

Возрастная категория материалов: 18+