• Филипп Янковский в роли Ивана Денисовича.
  • Эпизод с участием Инны Чуриковой и Филиппа Янковского.
  • Филипп Янковский, его супруга Оксана Фандера и дочь Елизавета.

По разным обстоятельствам воплотить в жизнь эту идею долгое время не удавалось. И вот теперь картина наконец закончена. Представили фильм первым зрителям сам Глеб Панфилов, продюсеры картины Антон Златопольский и Максим Панфилов, актеры Филипп Янковский, Инна Чурикова и Артур Бесчастный.

Вдова Солженицына аплодировала режиссеру

Рассказ «Один день Ивана Денисовича», названный для солидности повестью, принес Александру Солженицыну мировую славу. И то, что за экранизацию этого произведения взялся один из самых маститых и титулованных российских режиссеров Глеб Панфилов, можно считать гарантией качества.

В 2006 году, работая вместе с Солженицыным над сериалом «В круге первом» для телеканала «Россия», Панфилов сам написал сценарий, и его работа была горячо одобрена автором романа. Многосерийный фильм после выхода получил национальные кинематографические премии «Ника» и «Золотой орел», стал обладателем премии ТЭФИ-2006 в номинациях «Лучший фильм», «Лучший оператор», «Лучший художник» и «Лучший сценарий», получил главный приз на международном фестивале в Биаррице. После этой картины Глеб Панфилов и задумал — с одобрения автора — снять «Ивана Денисовича». Но судьба распорядилась иначе: от рождения идеи и до ее воплощения прошло больше десяти лет.

Наталья Солженицына — вдова писателя и президент Фонда Солженицына — поддержала Глеба Панфилова в его идее дописать историю героя, чтобы сделать ее более кинематографичной. Наталья Дмитриевна одной из первых посмотрела эту киноленту, была на премьере фильма и аплодировала режиссеру в финале вместе с остальными гостями.

«Потрясающий материал»

«Мне важно было сделать живую картину о человеке в экстремальных обстоятельствах: война, плен, лагерь… О том, как он выживает, оставаясь человеком», — говорит режиссер.

Стоит отдельно подчеркнуть: это не прямая экранизация, а фильм по мотивам рассказа, в котором режиссер и автор сценария дописывает историю солдата Ивана Денисовича Шухова, рассказывая больше подробностей о том, как он воевал, как попал в плен и бежал из него, как попал в лагерь.

— Я начал работу над картиной с мыслью о великом авторе и в воспоминаниях о предыдущей работе «В круге первом», которая меня захватила, — рассказывает Глеб Панфилов. — Это был потрясающий материал! Только потом, прочитав внимательно рассказ «Один день Ивана Денисовича», я понял, что это очень сложное для экранизации произведение, и мне пришлось в нем как следует разобраться. Текст автора, его мысли, слог я по крупицам выбирал, потому что они на вес золота, но диалогов в книге очень мало — их прописывали для кино. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Исаевича, а органично связывается с тем, что он написал. Более того: там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня — чтобы у меня все связалось и все получилось. Откуда он знал, что спустя почти 60 лет после публикации рассказа некто Глеб Панфилов решит поставить его в кино?! Мне важно было сделать живую картину о человеке в экстремальных обстоятельствах: война, плен, лагерь… О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни и оставаясь при этом человеком. Оставаясь достойным уважения человеком. Это кино — дань моего глубокого уважения к Александру Солженицыну.

Рассказ о тысячах советских солдат

Филипп Янковский, Глеб Панфилов и Инна Чурикова.

В фильме снимались Филипп Янковский, Инна Чурикова, Владимир Еремин, Артур Бесчастный и другие, а текст от автора читает Леонид Ярмольник.

Главную роль в фильме — того самого Ивана Денисовича Шухова — исполняет Филипп Янковский. «Я испытал огромную радость и гордость от работы с таким большим режиссером, как Глеб Панфилов, тем более — над таким серьезным драматическим материалом, — признался на премьере Филипп Янковский. — Конечно, работа была очень тяжелая, само произведение очень тяжелое, условия съемок непростые… Но тем не менее каждую минуту я испытывал ощущение радости за то, что мы работаем над этим материалом. Моя задача была — прожить жизнь человеческого духа. Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я, при всей душевной боли, играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу: сыграть улыбку через боль. Эта история — о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, и мне хочется верить, что найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера».

Сам Глеб Панфилов уверен, что у этого фильма будут свои зрители, которые вместе со съемочной группой могут попытаться понять что‑то очень важное в жизни. «Наш «Иван Денисович» — это рассказ о тысячах советских солдат, которые сражались на войне, и чье единственное «преступление» заключалось в том, что они были захвачены нацистами и стали военнопленными, — поясняет Глеб Панфилов. — По возвращении из плена их ждали быстрый суд и десять лет в сибирских лагерях. В чем же тогда причина, по которой такие заключенные, как Иван Денисович, остаются в живых? Что побуждало их просыпаться каждое утро, чтобы встретить еще один день ада? Наш фильм — попытка ответить на эти вопросы…

Все как тогда…

 Режиссер, актеры и продюсеры фильма.

Фильм повествует о рядовом солдате Иване Шухове, который по законам военного времени после немецкого плена оказывается в родной стране заключенным с лагерным номером Щ-854. Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод-гигант космической промышленности. Несмотря на несправедливость, голод, унижение и страх, даже в каторжном лагере Иван Денисович сохраняет удивительные свойства русского характера.

Съемки картины начались в начале зимы 2018 года. Первыми были сняты сцены боевых действий в подмосковном Ступино — в тех местах, где во время Великой Отечественной войны шли реальные сражения за Москву. В самом начале съемок картины так совпало, что в Подмосковье ударили сильные морозы, что фактически погрузило съемочную группу в «реальную атмосферу» ноября 1941 года, где по сценарию Глеба Панфилова разворачиваются события первых эпизодов фильма. Февральский мороз не щадил ни людей, ни машины. Историческую технику времен войны — танки, самоходные орудия, автомобили — отогревали по ночам в армейских палатках тепловыми пушками. Иногда машины не выдерживали тридцатиградусного мороза, чтобы не сорвать работу на съемочной площадке, приходилось вызывать дублирующую технику.

Спустя год после окончания съемок военного блока группа проекта продолжила работу над фильмом. На строительстве декорации и в съемках картины задействованы консультанты из Музея ГУЛАГа и международного общества «Мемориал», признанного иностранным агентом. Художники изучали архивные документы, фотографии, воспоминания сидевших в лагерях — и строили в 21‑м веке лагерную реальность середины прошлого столетия.

Фото Вадима Тараканова, Михаила Рыжова, кинокомпании «Вера» и пресс-службы фильма.

Возрастная категория материалов: 18+