• Алексею Гуськову стоять за дирижерским пультом не впервой.
  • Алексей Кравченко играет роль сотрудника НКВД.
  • На съемочной площадке — Янина Студилина и Тимофей Трибунцев.
  • Съемки одного из эпизодов.
  • В кадре — Лидия Вележева, Алексей Гуськов и Алексей Кравченко.
  • Алексей Гуськов и Наталья Рогожкина.

Героическая музыка

В картине режиссера Александра Котта раскрывается один из самых вдохновляющих и героических эпизодов Великой Отечественной войны, когда в блокадном Ленинграде музыка объединила людей, оказавшись сильнее смерти и отчаяния.

В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу (эту роль исполнил Алексей Гуськов) откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серёгин (его играет Алексей Кравченко). Но еще до этого приказа судьба лейтенанта Серёгина, потерявшего всю семью во время налета, пересекается с судьбой Элиасберга: именно Серёгин руководил арестом жены дирижера. Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие друг друга, дирижер и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. В фильме переплелись судьбы ленинградцев и защитников города — всех, кто сражался с врагом за Родину и за жизнь, во имя любви и надежды. Симфония будет исполнена, как и намечено, 9 августа 1942 года.

— Когда Алексей Гуськов (он является одним из продюсеров проекта. — Прим. авт.) прислал мне сценарий, я прочитал его запоем, — рассказывает Алексей Кравченко. — Читал и не верил своим глазам, что мне такой подарок достался. Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осажденном городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает ее и считает, что это глупое, пустое занятие: когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало. В процессе фильма Серёгин сильно меняется, открывается с неожиданной стороны… 

Роли музыкантов в сериале исполнили Елизавета Боярская, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Лидия Вележева, Янина Студилина и другие актеры.

Слушайте все!

Дата премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде была выбрана не случайно: именно в этот день, 9 августа 1942 года, немецкие войска планировали взять город. Высшим офицерам даже раздали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы «Астория», которую ради такого случая приказано было не бомбить. Как вызов врагу — именно на этот день в Большом зале Ленинградской филармонии и был запланирован исторический концерт. В день премьеры весь город наполнился музыкой — симфония транслировалась по радио и из уличных громкоговорителей. Ее слушали изможденные блокадой жители Ленинграда и его защитники. Музыку слышали и немецкие оккупанты. Концерт длился 80 минут. И эти полтора часа показали всему миру: Ленинград жив, ленинградцы выстоят и победят!

— Это пронзительная человеческая история о войне, любви и великой музыке, — говорит Алексей Гуськов. — Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что «Седьмая симфония» станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному, сильному и красивому событию. Могу сказать точно: все мы на съемках были заражены общим делом и максимально погружены в эту историю. Ни одного человека из съемочной группы она не оставила равнодушным.

Свидетельства героизма

Над сценарием сериала работала большая команда авторов.

— Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов, — сообщил нам режиссер и соавтор сценария Александр Котт. — Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942 года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего… Наш фильм — это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм — про людей, которые ее исполняли. Про Карла Элиасберга — скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде — это уже подвиг! И оркестр — это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив!

В день премьеры весь город наполнился музыкой — симфония транслировалась по радио и из громкоговорителей. Концерт показал всему миру: Ленинград жив, ленинградцы выстоят и победят!

Мы тщательно изучали документальные источники, на них опирались, работая над сценарием. А на съемках нас консультировал историк из Петербурга, который хорошо знает тему блокадного Ленинграда. Его задача была — не допустить искажения и передергивания фактов и событий. При всем при том, что наш фильм не документальный — в нем существует художественная правда, а не художественный вымысел. В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижере Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых — истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии в картине — вымышленные, — объясняет Александр Котт.

Звуки надежды

Музыка пронизывает весь проект: в каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других великих композиторов. Специально для фильма композитор Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождала главных героев на улицах блокадного города. Репетиции оркестра радиокомитета проходили в знаменитом Доме радио, откуда, кроме зимы 1941—1942 годов, шли трансляции живой музыки. И все время блокады отсюда звучали голоса радиожурналистов, писателей и поэтов. Одним из них был голос Ольги Федоровны Берггольц — поэтессы, которую назвали музой блокадного Ленинграда. В сериале эту роль сыграла Виктория Толстоганова.

— Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, — рассказывает Виктория. — Читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась — даже после того, как умер муж. Она — олицетворение мужества, стойкости, героизма. И конечно, великой любви к людям!

Буря эмоций

В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга.

А исполнители главных ролей в фильме «Седьмая симфония» играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Так, Елизавета Боярская перед съемками освежила навыки игры на флейте, а Наталья Рогожкина — на рояле. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось освоить гобой с нуля, а Тимофею Трибунцеву удалось научиться играть на альте — он брал уроки у солистки Государственного симфонического оркестра имени Чайковского.

Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра во французско-русской картине «Концерт». Перед съемками сериала «Седьмая симфония» Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором сериала Юрием Потеенко.

— Я окончила музыкальную школу по классу скрипки, но последние пять лет, когда бабушка просила меня поиграть, я ей отвечала: «Бабушка, отстань!», — рассказывает Дарья Коныжева, исполнительница роли скрипачки Туси Черниковой. — Она была счастлива, что ради роли я наконец это сделала! У меня было много времени на подготовку: был карантин, и месяца три-четыре я жила этой ролью: достала скрипку, ноты, начала разучивать Седьмую симфонию, прорабатывала свои сцены. Но на площадке я стеснялась, ведь играю не очень хорошо. Мне специально мазали мылом смычок, чтобы инструмент не извлекал звуков, потому что, когда я промахивалась мимо нот, у меня инстинктивно кривилось лицо — было стыдно. В финальной сцене, когда оркестр исполнял Седьмую симфонию, чувства были невероятные, сильные — когда ты плачешь, потому что происходит полное попадание в момент, как будто оказался там, в блокадном августе 1942 года!..

Город вспомнил те дни…

Декорации блокадного Ленинграда были развернуты в самом центре города — возле Казанского собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных домов и в нежилых квартирах. В один из съемочных дней площадь перед Казанским собором была огорожена и «засажена» сначала ростками капусты, а потом их заменили на кочаны (в годы блокады люди прямо на городских площадях выращивали овощи). В трамвайном депо снимали сложную сцену бомбежки, а на территории рыбозавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в зрелищной сцене налета немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в котором тонул герой Алексея Кравченко. Тут же развернули военный лагерь, вырыли окопы, построили блиндажи и укрытия. Легендарное исполнение Седьмой симфонии снимали в Большом зале филармонии — там, где ее играл оркестр Карла Элиасберга. В филармонии с военных времен сохранились сцена и люстра, а вот креслам художники возвращали старинный облик. Сцена того концерта была в точности воссоздана — к примеру, тоже включили люстру, которую в блокадном городе зажигать было очень рискованно.    

— Для меня, как для каждого ленинградца или петербуржца, эта история — особенная, очень личная, очень болезненная, — призналась Елизавета Боярская, сыгравшая в фильме флейтистку Веру Преображенскую. — Потому что здесь нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом — действительно вложить в это часть своего сердца. Моя героиня — персонаж вымышленный. Вера пережила страшную трагедию в начале войны и не видит смысла жить дальше, обожжена и раздавлена горем. Война была безжалостна ко всем, никого не щадила. Но Веру спасает и возвращает к жизни любовь и, конечно, музыка... Наш фильм  именно про спасение души, когда музыка оказывается сильнее самых страшных событий, и для многих людей в печальные минуты их жизни становится единственным спасением...

Фото телеканала «Россия 1»

Возрастная категория материалов: 18+